Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Архипова Ирина Викторовна | |||
12.01.2025 23:39 | |||
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры. «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Сухомлинский В.А. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира. Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Дошкольное детство- благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для детей, учить, играя.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка. Знания о природе, полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к обьектам живой и неживой природы. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности. Дидактическая игра- определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен обьем знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть дети. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр обьединяются в три основных вида: игры с предметами (игрушками), игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки и др. — все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида. Настольно- печатные игры- интересные занятия для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: лото, домино, парные картинки. Активное формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр. Бондаренко А. К.- Дидактические игры в детском саду. Дрязгунова В. А.-Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Удальцова Е. И.-Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Карпова Е. В.- Дидактические игры в начальный период обучения.
|