Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологический проект «Покормите птиц зимой» (Проект рассчитан на детей 3-4 лет)
Занятия по Экологии
Автор: Мальцева Фируза Николаевна   
16.04.2024 16:36

Экологический проект «Покормите птиц зимой» (Проект рассчитан на детей 3-4 лет)Экологический проект «Покормите птиц зимой» (Проект рассчитан на детей 3-4 лет)

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать! 

Паспорт проекта: Тип проекта: познавательно-творческий, Продолжительность проекта: краткосрочный (1месяц), Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, педагоги, Возраст детей: 3-4 года

Методы и приемы работы: изучение, наблюдение, обобщение, слушание, фотографирование

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие

Проект направлен на формирование экологического сознания дошкольников, познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, какие существуют кормушки для птиц, самостоятельно наблюдают, делают выводы.

Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию проблемных ситуаций, через различные виды продуктивной деятельности.

 

Скачать презентацию

Актуальность

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

Воспитание заботливого отношения, чувства сопереживания необходимо закладывать в раннем детстве. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.

Предварительные беседы с воспитанниками о зимующих птицах показали пока еще недостаточные представления младших дошкольников об образе жизни и повадках птиц в зимний период времени. Поэтому было решено осуществить проектную деятельность с воспитанниками, чтобы вызвать интерес к жизни птиц, обогатить знания по данной теме, привлечь детей к активному наблюдению и подкормке птиц. Наша задача — воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете — птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели; дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Цель

Практическая- создание условий для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам.

Педагогическая – повышение педагогического опыта в рамках реализации проекта.

Задачи

  1. Расширять представления детей об образе жизни зимующих птиц, их повадках.
  2. Учить различать пернатых по внешнему виду.
  3. Формировать навыки и умения подкармливания птиц.
  4. Способствовать развитию любознательности, внимания, наблюдательности.
  5. Обогащать словарный запас: снегирь, ворона, воробей, синица, голубь, зимующие.
  6. Воспитывать заботливое отношение к птицам, прививать любовь к природе.
  7. Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы.

Ожидаемые результаты и предполагаемые продукты проекта

  1. У детей будут сформированы элементарные представления о зимующих птицах; о правильных способах взаимодействия с зимующими птицами.
  2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости экологического воспитания детей.
  3. Активное взаимодействие всех участников отношений в процессе изучения образа жизни зимующих птиц и организации помощи им.
  4. Участие в межрегиональном конкурсе кормушек «Удобно и съедобно» в рамках акции «Покормит птиц» (конкурс проводит государственный природный биосферный заповедник «Керженский»)
  5. Организована проектная деятельность, обеспечивающая освоение детьми содержания данной темы.

 

Этапы работы

1 этап. Подготовительный

  • подбор наглядно-дидактического материала (иллюстрации, фотоальбомы, настольные игры)
  • составление плана мероприятий
  • подбор художественной и методической литературы
  • подготовка материалов для творческой деятельности

2 этап. Основной

  • реализация плана проекта с детьми
  • рассматривание иллюстраций зимующих птиц
  • чтение стихов про птиц, загадок
  • проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр
  • продуктивные виды деятельности (аппликация, лепка, пластилинография, работа с раскрасками)
  • подкормка птиц на участке
  • участие в изготовлении кормушек (совместно с родителями).

3 этап. Заключительный

  • обработка результатов по реализации проекта
  • оформление фотоальбома «Как мы птиц кормили»
  • рассказывание детьми о наблюдениях за птицами
  • подведение итогов проектной деятельности – презентация «Покормите птиц зимой», размещение ее в группе для родителей в сети Интернет –сообщества вк «Звездочки», на сайте ДОУ, личном сайте педагога.

План мероприятий

РОД «Подкормим птиц зимой» (А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2015). Цель. Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

Наблюдения

Наблюдение за голубями. Обратить внимание на внешний вид птиц, их повадки, развивать наблюдательность. Организовать кормление.

Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Наблюдение за воробьями. Обратить внимание детей на внешний вид воробья, его повадки; активизировать слова маленький, быстрый, прыгает..

Наблюдение за синичками. Обратить внимание детей на особенности внешнего вида птицы, ее повадки.

Наблюдение за птицами у кормушки. Учить детей заботиться о птицах; развивать наблюдательность, формировать интерес к миру природы.

Дидактические игры: «Большой – маленький», «Один – много», «Угадай, что за птица», «Что в мешочке?», «Какая птичка улетела?»

Цель. Расширить знания детей о птицах. Обогатить словарь детей по данной теме.

Лепка «Ягоды для снегирей». Закреплять умение детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, умение отщипывать маленькие комочки для лепки.

Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды).

Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах. Воспитывать аккуратность и внимательность.

Рисование: «Корм для птичек» Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками. Создать радостное настроение – накормить птиц зимой.

Раскрашивание силуэтов птиц. Развитие мелкой моторики рук. Учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.

Пластилиновые заплатки «Зимующие птицы». Закреплять знание частей тела птицы, активизировать слова «крылья»«хвост»«клюв», развивать мышление, координацию движений, моторику.

Рисование ватными палочками «Ягоды для птиц». Закрепить прием изображения ягод при помощи ватных палочек, побуждать желание включаться в творческую деятельность, закреплять представление о жизни птиц зимой.

Аппликации групповые «Птицы на кормушке», «Снегири на ветке»

Создать условия для развития творческого интереса, закреплять навыки работы с бумагой и клеем, прививать аккуратность, чувство эстетического вкуса.

Чтение художественной литературы о птицах:

  • А. Яшин «Покормите птиц зимой»
  • С. Маршак «Где обедал воробей?»
  • Ю. Никонова «Зимние гости»
  • Р. Новикова «Поможем птицам»
  • Г. Ладонщиков «Каждый день..»

Отгадывание загадок по теме

Разучивание стихотворений

Совершенствовать речь детей, обогащать словарный запас, формировать умение строить речевые высказывания; формировать заботливое отношение к пернатым.

Беседы

  • «Каких птиц я видел, гуляя с родителями»
  • «Как живут наши пернатые друзья зимой»
  • «Чем кормить птиц»
  • «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»

Рассматривание сюжетных картин:

  • «Заботимся о птицах!»

(В. В. Гербова. Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду». Для занятий с детьми 3-4 лет). Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы; развивать слуховое внимание, наблюдательность.

Трудовая деятельность

Готовим корм для птиц – крошим хлеб, оставшийся от обеда. Продолжать учить заботиться о птицах, напомнить о том, что люди должны помогать птицам.

Кормим птиц. Дать детям поучаствовать в совместном труде со взрослым, получить положительные эмоции, воспитывать бережное отношение к птицам.

Готовим корм для птиц – смешиваем семечки, крупу, зерна. Учить трудиться вместе со взрослыми, получать положительные эмоции.

Взаимодействие с родителями

  • Оформление папки-передвижки «Покормите птиц зимой».
  • Оформление памятки «Из чего можно сделать кормушку».
  • Изготовление кормушек для птиц, подкормка зимующих птиц.
  • Наблюдение вместе с детьми за птицами на прогулке, рассматривание их на картинках, иллюстрациях.

Участие в заочном межрегиональном конкурсе кормушек «Удобно и съедобно» в рамках акции «Покормите птиц зимой» (конкурс проводит государственный природный биосферный заповедник «Керженский»).

Цель. Активное сотрудничество с родителями; вовлечение в образовательный процесс.

Размещение материала для родителей в соцсети в группе «Звездочки».

П/И «Птички». Цель. Упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных направлениях одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.

П/И «Воробушки и автомобиль». Цель. Учить детей выполнять игровые действия, способствовать повышению выразительности движений, повышать двигательную активность, развивать координацию движений.

П/И «Воробышки в гнездышках». Цель. Упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу врассыпную, перешагивание через обруч, ориентироваться в пространстве, использовать всю площадь зала.

Пальчиковые игры:

«Сорока-ворона», «Воробей», «Зимние птицы», «Дятел», «Птичья кормушка» и др. Цель. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук; через использование пальчиковых игр знакомить детей с названиями птиц, звуками, которые они издают, местом их обитания, привычками и названиями их основной пищи.

Ресурсы и оборудование

1. Кадровые ресурсы:

  • дети
  • педагоги дошкольного учреждения
  • родители.

2. Информационные ресурсы:

  • художественная литература
  • рисунки, альбомы, иллюстрации
  • выставка
  • дидактические игры.

3. Материально-технические ресурсы:

  • пополнение познавательного центра альбомами, открытками, фотографиями
  • пополнение книжного уголка – подборка художественной литературы: загадки, стихи, рассказы, сказки, потешки, песенки, иллюстрации
  • обогащение методического обеспечения воспитательно — образовательного процесса
  • обогащение предметно-развивающей среды для развертывания игровой деятельности.

4. Программно-методические ресурсы:

— Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Дорофеевой.

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» — Санк-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

В. В. Гербова. Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду». Для занятий с детьми 3-4 лет.

А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2015.

Вывод

В результате проектной деятельности дети познакомились с птицами, зимующими в нашей местности (воробьем, голубем, вороной, синицей, снегирем, поползнем, дятлом); научились различать их по внешнему виду; приобрели первоначальные навыки кормления птиц.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. При этом укрепились детско-родительские отношения.

Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах.

Главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

Список использованной литературы

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Дорофеевой
  2. Виноградова Н.Ф. «Природа и мир вокруг нас». М.1992 г.
  3. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада». 2-4 года. 2010г.
  4. Соломенникова О. «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
  5. Шорыгина Т.А. «Зелёные сказки: Экология для малышей». М. 2006г.
  6. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018г.
  7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» -М.: Просвещение, 2006г.

В этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку,

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья.

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год