Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологический проект для детей старшей группы «Гороховая грядка»
Занятия по Экологии
Автор: Герасимова Ирина Анатольевна Касацкая Анастасия Игоревна   
06.03.2024 20:00

Экологический проект для детей старшей группы «Гороховая грядка»Экологический проект для детей старшей группы «Гороховая грядка»

Разработали:

  • Герасимова Ирина Анатольевна,
  • Касацкая Анастасия Игоревна

Новокузнецкий городской округ 2024

1. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы:

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым гороха на грядке, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

 

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных бесед (элементарные научные сведения) по изучению растения горох.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания гороха.
  • Фотоотчет по проекту «Ох! А у нас растет горох!».

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

2. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в летний период, выращивая различные культуры из семян, используя для этого грядки на прогулочном участке.

3. Цель проекта

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

4. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий, самостоятельных наблюдений.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Дидактические игры по теме.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах
  • Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Фотоотчет по проекту.
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе с рассматриванием фотографий.

Распространение опыта.

  • Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
  • Размещение отчета о выполненной работе на сайте ДОУ.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

  • «Что такое семена?»
  • «Горох посевной»,
  • «Полезные свойства гороха»,
  • «Истории о горохе»,
  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Земля, какая она?».

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за ростом гороха в «огороде».

4. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Покажи и назови», «Угадай на ощупь».
  • Настольная игра «Собери картинку», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений.
  • Рассматривание различных семян.

5. Художественно-творческая деятельность детей.

  • Раскрашивание картинок «Растение горох»
  • Рисование «Горох подрос»
  • Лепка «Горошины в стручке»
  • Аппликация в нетрадиционной технике (выкладывание горохом по пластилину) по замыслу детей.

6. Речь и речевое общение.

  • Чтение сказок: «Горох на бане» — русская народная сказка, «Сказка про царя гороха» — Ирис Ревю, «Сказка про горох» — Алла Сторожева
  • Совместное рассказывание с детьми: «Сказка о царе Горохе, принцессе Горошинке и Огурце-молодце» — Ирина Глебус
  • Чтение рассказа: М. М. Пришвина «Как я научил своих собак горох есть».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о горохе.

7. Консультация для родителей «Приучайте ребенка к труду!».

Ресурсное обеспечение.

  1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
  2. Грядки на участке.
  3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
  4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т. д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели семена, материал для ухода за посадками, подготовили грядку для посадки гороха.

Рабочий план реализации проекта

1) Подготовительный этап

2)

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
  3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
  4. Разработка комплексно — тематического плана работы
  5. Создание условий для организации работы в «огороде»

Сроки реализации – Май-Июнь

Ответственный — Воспитатели

2) Основной этап

  1. Рассматривание семян гороха, их подготовка и посадка.
  2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
  • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
  • оформление грядки;
  • наблюдение за ростом

3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.

Сроки реализации – Июнь-Август

Участники – педагоги, дети, родители.

Ответственный — воспитатель

3) Заключительный этап

  1. Анализ полученных результатов.
  2. Фотоотчет по проекту «Ох! А у нас растет горох!».
  3. Для родителей выставка детских творческих работ.

Срок реализации – Август

Ответственный — воспитатель

Ожидаемые результаты.

Предполагаемые результаты: Предполагается получить результаты в области экологического воспитания: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

7. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от достигнутых результатов. Приобретенный нами опыт будет распространён среди педагогов ДОУ 17. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.

Библиографический список:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
  2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
  3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
  4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год