Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Прудникова Юлия Александровна Медведева Наталия Васильевна | |||
27.02.2024 16:17 | |||
Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте Аннотация. В статье раскрыта сущность основных терминов в контек-сте изучаемой проблемы, охарактеризованы основные задачи экологического воспитания, описаны психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, являющиеся факторами успешности процесса экологического воспитания, кратко представлены основные формы и методы экологического воспитания старших дошкольников. Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, старший дошкольный возраст. Environmental education in the senior preschool age Annotation. The article reveals the essence of the main terms in the context of the problem under study, describes the main tasks of environmental education, describes the psychological characteristics of older preschool children, which are factors of the success of the process of eco-logical education, briefly presents the main forms and methods of environmental education of older preschoolers. Keywords: environmental education, environmental education, senior pre-school age.
Необходимость и важность экологического воспитания дошкольников подчеркивается в стратегических образовательных документах, в частности, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования [7], реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. В качестве одного из целевых ориентиров на завершении ступени предшкольного образования называется формирование у ребенка начальных знаний о природном мире, в котором он живет, элементарных представлений из области живой природы. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Именно поэтому так велико значение экологического воспитания в дошкольном возрасте. Рассмотрим сущность понятий «экологическое образование» и экологическое воспитание» более подробно. Т.А. Серебрякова дает следующие определения:
Составной частью процесса экологического образования является экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Под экологическим воспитанием понимается приобретение дошколь-никами знаний об окружающем мире, которые помогут сформировать у них позитивное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное по-ведение [5, с. 10]. Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста– формирование начал экологической культуры, что позволит дошкольникам в дальнейшем успешно усваивать практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, обеспечивающий его выживание и развитие. Известный специалист в области экологического воспитания С.Н. Ни-колаева выделяет следующие задачи данного процесса:
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников является сложным комплексным процессом, направленным на как на формирование у детей осознанного, ответственного отношения к природе, так и на формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры личности. Дошкольный возраст благоприятен для развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, которые активизируют получение знаний о связях и зависимостях в природе. Кроме того, для детей дошкольного возраста характерны такие особенности как: любознательность, наблюдательность, активность, которые развивают потребность ребенка в познании. Дети старшего дошкольного возраста учатся не только воспринимать внешние особенности природы, но и определять существующие взаимосвязи, изучать их, использовать полученные знания на практике. При этом взрослые (родители и воспитатели) должны правильно объяснять все явления и взаимосвязи в природе во время проведения наблюдений за животными, птицами, растениями, читая книги и журналы о природе» [2, с. 38]. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются определенной пластичностью в развитии познавательных психических процессов, у них активно развивается познавательный интерес к предметам и явлениям объективной действительности, на фоне которого структурируется система обобщенных представлений о мире природы. Предметы и явления объективной действительности, на которые дети достаточно часто направляют свое внимание, имеют познавательную информацию. Старших дошкольников интересует все вокруг и яркие цветы, и необычная форма листьев, и разные формы тучек, и стремительные движения насекомых, и пение птиц. Обращая на все это внимание непроизвольно, дети воспринимают и познают эти объекты, у дошкольников возникает эмоционально-ценностное отношение к природе [8, с. 24]. Формы, средства и методы экологического воспитания разнообразны: это и непосредственно организованная образовательная деятельность, и самостоятельная деятельность детей, комплексные и развлекательные мероприятия; методы также могут быть различными: наглядными, практическими и словесными. Необходимым средством экологического воспитания дошкольников является специально организованная экологоразвивающая среда как компонент развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. Таким образом, экологическое воспитание старших дошкольников рассматривается нами как процесс непрерывного развития личности ребенка, направленный на формирование системы знаний и ценностных ориентации, обеспечивающих его осознанное, гуманное отношение к природе. Экологическое воспитание дошкольников является частью более широкого процесса экологического образования и включает такие компоненты, как формирование представлений об объектах и явлениях природы, воспитание ценностного отношения к природе, формирование основ экологической безопасности и т.д. Основой экологического воспитания детей является формирование у них не только познавательного интереса и положительно окрашенного эмоционального отношения к природе, но и экологических представлений. Дети старшего дошкольного возраста легко усваивают знания о взаимосвязях в окружающем мире, у них формируются экологические представления. Поэтому необходимо формировать у старших дошкольников эмоционально-ценностное отношение к природе непосредственно во время ознакомления с объектами природы, вместе с тем учить детей ухаживать за растениями и животными посредством использования различных форм и методов экологического воспитания, а также дидактических возможностей развивающей предметно-пространственной среды. Работа по экологическому воспитанию старших дошкольников может проводиться как с использованием традиционных (наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, экскурсии и т.д.), так и нетрадиционных форм (экологические тропинки, природоохранные акции, проектная деятельность). Именно использование нетрадиционных форм деятельности в экологическом воспитании позволяет стимулировать познавательную активность детей, формировать их интерес к природным объектам и явлениям. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Через игру легко формируется позитивное отношение к природе, окружающему миру. Как следствие, экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, быстрее войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием. Список литературы
|