«Создание дидактических игр и пособий для развития экологической культуры дошкольников» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Савран Елена Алексеевна | |||
31.12.2023 23:11 | |||
«Создание дидактических игр и пособий для развития экологической культуры дошкольников» Савран Елена Алексеевна, воспитатель ГБОУ СОШ №3 г. Новокуйбышевска Самарской области СП «Детский сад «Ягодка» Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. А. Сухомлинский. Заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста просто не-обходимо, потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе, окружающему миру. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь. Дидактическая игра – одна из форм обучающего взаимодействия взрослого на ребенка. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами. Я строю свою работу с детьми так, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу. Этого требует и современная действительность — воспитать человека с активной позицией и творческую личность. Для реализации задач экологического воспитания я использую эстетично оформленные, изготовленные своими руками наглядно-дидактические пособия, картотеки и игры, презентации про животных. Хочу предложить вашему вниманию несколько игр и пособие, изготовленных своими руками, которые я использую в своей работе. В эти игры дети могут играться как с педагогом, так и самостоятельно. Дидактические игры: «Чей домик?» Цель: Формирование и закрепление представлений детей о том, где обитают дикие животные, соотнося изображение дикого животного с его местом обитания, правильно называя его. Развивать воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук. «Распутай и узнай, чьи следы?» Цель: Формирование и закрепление представлений детей о диких животных. Упражнение в согласовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных. Развивать воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук. (Употребление притяжательных прилагательных). Дидактическое пособие: «Экологические домики «По следам невиданных зверей» Актуальность создания и использование его. Природа Самарской области уникальна. Чудесных уголков в Самарском Крае так много, что государство было вынуждено взять под охрану некоторые территории. Среди них национальный парк “Самарская лука”, где можно встретить редких представителей животного мира и уникальные виды птиц. В число охранных зон входят также Жигулевский заповедник, Бузулукский бор, Васильевские острова и Сергиевские минеральные воды. Благодаря природным ресурсам наш регион имеет свою индустрию, но, тем не менее, это не мешает бережно относиться к живой природе, сохранять живописные уголки, что способствует популяции фауны в Самарском Крае. Цель: Формировать представления детей о животном мире нашей планеты, в частности животных, занесённых в Красную книгу Самарской области, воспитывать уважительное отношение к родной природе. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Дидактическое пособие «Экологические домики «По следам невиданных зверей» предназначено для использования в работе с детьми старшего до-школьного возраста (5-7 лет). Может использоваться педагогами в процессе совместной деятельности с детьми, в процессе самостоятельной деятельности детей, а так же на индивидуальных, фронтальных занятиях.
- карточки – образцы, состоящие из нескольких изображений животных, занесённых в Красную книгу самарской области. Варианты игр: «Найди свой домик» Цель: Формировать умение детей дифференцировать животный мир Самарской области, занесённый в красную книгу по месту обитания: лес, степь, горы, водоём. Содержание: Ребята, посмотрите, как много разных животных вышли погулять на полянку. Животные так далеко ушли от своего дома, что потерялись! Они никак не могут найти дорогу назад. Помогите им найти свой дом. Для этого нам поможет волшебный кубик. У него есть разноцветные грани. В игру могут играть четыре игрока. Каждый из них выбирает себе любое из игровых полей с изображением: леса, степи, гор, водоёма. Педагог подкидывает кубик и если выпадает грань жёлтого цвета, то игрок, у которого, игровое поле, изображающее степь, берёт одну карточку-фишку с животным с окантовкой жёлтого цвета и размещает на одном из жёлтых кругов на своём игровом поле. И так далее: если выпадает грань зелёного цвета – ребёнок берёт карточку-фишку с животным с окантовкой зелёного цвета и размещает его у себя на игровом поле; грань синего цвета — ребёнок берёт карточку-фишку с животным с окантовкой синего цвета и размещает его у себя на игровом поле; грань голубого цвета — ребёнок берёт карточку-фишку с животным с окантовкой голубого цвета и размещает его у себя на игровом поле. (Игру можно усложнить, перевернув карточки изображением животного вниз). Но если выпадает грань разноцветная, то это означает для всех пауза – физкультминутка (педагог выбирает одну из заготовленных 6 физкультминуток и проводит её). Если выпала грань чёрного цвета, то это означает, что по одной карточке – фишке с изображением животного у всех игроков с каждого игрового поля возвращаются на полянку назад. Игра продолжается до тех пор, пока все игровые поля не заполнятся. Побеждает тот, у кого первым заполнится игровое поле. «Следопыт» или «Где спряталось животное?» Цель: Развивать у детей умение выполнять задание по установке воспитателя, действовать быстро, закрепить знание названий краснокнижных животных самарской области. Содержание: В игре участвует один ребёнок. Животное спряталось в одном из домиков. Это может быть: лес, горы, степь, водоём. Давай его найдём. Перед тобой запутанные следы разного цвета (кружки разноцветные): жёлтого, зелёного, синего, голубого. Их оставили животные. Ребёнок берёт в руки фигурку «Следопыта» и отправляется на поиски животного. Под диктовку педагога, ребёнок передвигает «Следопыта» в указанном направлении (например: перемести «Следопыта» в верх на три следа жёлтого цвета, один синий след вправо, четыре следа зелёного цвета вверх, два следа синего цвета влево и так далее, пока играющий не дойдёт до заданного места, которое указывает красная стрелка – указатель, где спряталось животное). Ребёнок переворачивает карточку — фишку с изображением животного вверх и называет его, называя и его место обитания. Можно усложнить игру: берется две фигурки «Следопыта», и для каждой из них даётся свое направление. Побеждает тот, кто быстрее дойдёт по заданному направлению до спрятанного животного. «Пройди, не ошибись» Цель: Развивать умение детей соблюдать правила игры, чётко выполнять задание по установке воспитателя, действовать быстро, закрепить знание на-званий краснокнижных животных самарской области. Содержание: В игре четыре игрока. Каждому из них ведущий раздаёт по одной карточке-фишке с изображением животного с окантовкой разных цветов: жёлтого, синего, зелёного, голубого. Каждый цвет окантовки означает, к какому месту обитания (лес, степь, горы, водоём) должно направляться данное животное. С помощью карточек-фишек дети должны передвигаться по игровому полю. Передвигая по фишкам – указателям разных цветов: жёлтого, зелёного, синего, голубого игроки своих животных с помощью кубика с гранями, на которых изображено разное количество точек. Количество точек на кубике указывает игроку сколько ходов он должен совершить по фишкам – указателям, строго следуя по своему цвету. Игра продолжается до тех пор, пока все животные не доберутся до своих мест обитания. Побеждает тот игрок, у которого животное первым добралось до своего места обитания (домика). А также другие игры: «Узнай по описанию», «Опиши животного», «Зоотеатр», «Цепочка слов», «Разложи животных по образцу», «Какое животное спряталось?», «Назови соседа». Игры и пособия доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Таким образом, используя данные пособия можно добиться хороших результатов в развитии экологической культуры дошкольников. Список литературы:
|