Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия по Экологии
Автор: Сапрунова А. В., Булычева Е. С.   
21.12.2023 15:44

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сапрунова А. В., Булычева Е. С. МБДОУ г. Иркутска Детский сад № 126

В современном обществе задачи экологического воспитания стоят на первом месте. Почему вопросы воспитания экологической культуры стали на-столько актуальными? Ни для кого ни секрет, что деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная. Она ведет к нарушению экологического баланса. Отправным этапом формирования экологической культуры личности можно считать дошкольный возраст, так как в этот период жизни человека закладывается фундамент разумного, осознанного отношения к окружающей среде, накапливаются яркие впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

 

Согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 № 996-р.: «педагоги образовательной организации должны: научить ребенка понятию экологической культуры, привить аккуратное и внимательное отношение к природе окружающего края; сформировать у детей понимание экологической взаимосвязанности всего на планете; воспитать чувство ответственности и развить навык бережливого и заботливого отношения к природным ресурсам». Таким образом можно сказать, что формирование экологической культуры детей является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, так как в него вложен новый смысл, который рассматривает его не как часть образования, а как целостный образовательный процесс с формированием новой системы ценностей

Формирование экологической культуры — это целенаправленное воздействие на овладение человеком ценностей и понятий, направленных на формирование умений, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающих условий. Это средство развития личности в области социокультурных отношений.

Экологическое образование детей является одним из актуальных направлений в работе дошкольных образовательных учреждений. Первые знания об экологической культуре у детей начинают формировать уже в раннем возрасте для дальнейшего их закрепления путем воспитания экологического самосознания. Следует отметить, что, каким бы существенным не был вклад воспитателей в формирование элементов экологической культуры только обоюдноевзаимодействие дошкольной образовательной организации совместно с родителями принесет желаемый результат.

Именно в семье зарождаются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки.

Нередконаглядным примером поведения для детей выступают поступки их родителей. Слова и дела родителей имеют огромное влияние на детей, именно родители формируют мировоззренческие установки, личность детей.

Одним из условий здорового развития ребенка является чувство безопасности, которое обеспечивает семья, родители являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта, дети перенимают у родителей способы и модели поведения. Благодаря семье у ребенка образуются, вырабатываются собственные взгляды на жизнь. Роль семьи в экологическом образовании подрастающего поколения является определяющей.

Взаимодействие детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошко-льников –это одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям в системе дает педагог, но положительное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители в воспитании детей, зачастую возникают противоречия. У самих родителей уже сформировано определенное мировоззрение, по большей части, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интересы современных родителей сконцентрированы больше в области обучения, а не развития ребенка. Передпедагогом стоит задача донести до родителей идею, мысль оцелесообразности, значимости воспитания у детей экологической культуры, приобщить их кработе по экологическому воспитанию. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а «экологическая информация», предоставляемая родителям, актуальной, значимой для них. Из этого следует, что для становления экологической культуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников. Такая система включает в себя соответствующееинформационное содержание, оптимальные методы и формы работы.

При осуществлении работы с родителями по формированию экологи-ческой культуры детей необходимо использовать все подходящие формы работы с семьями. Но следует учитывать, что все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:

Экологическое просвещение — предоставление доступной экологической информации: консультации в родительском уголке, буклеты, тематические родительские собрания, мастер-классы, индивидуальные беседы.

Совместная деятельность с детьми: участие в совместных проектах, эколого-оздоровительных праздниках, сбор коллекций природных совместный уход за животными, растениями, выставки работ, стенгазет, выполненных детьми совместно с родителями; посильная помощь в дополнении развивающей среды; сочинение экологических сказок и рассказов.

Заинтересованность и активное участие родительской общественности существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания учащихся в учреждении дополнительного образования. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.

В современной действительности, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, экологическое образование является одной из острых проблем современности. Разумное, бережное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из главных ориентиров воспитания подрастающего поколения. Самый благоприятный возраст для решения задач воспитания экологической культуры — дошкольный. Маленький ребенок познает мир, а то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Список литературы

  1. Григорян Д. Л., Симонян Г. С. Роль семьи и школы в формировании экологической культуры подрастающего поколения // Наука, образование и культура. –Иваново. №8 (23) – 2017. – 2 с.
  2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е. С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  3. Серебрякова О. В. Семья в системе формирования экологической культуры российской молодёжи: Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. –Новочеркасск: НИМИ им. А. К. Кортунова, 2014. – 131 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год