Воспитание экологической культуры дошкольников в системе игр |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Галиева Эльвира Насимовна | |||
28.11.2023 23:11 | |||
Воспитание экологической культуры дошкольников в системе игр Галиева Эльвира Насимовна г. Альметьевск, Россия Одной из основных задач современного дошкольного образования является воспитание экологической культуры дошкольников. Экологическое образование рассматривается как «целостное единство процессов обучения, воспитания и развития личности, направленных на развитие экологической культуры. Процесс воспитания экологической культуры является сложным многокомпонентным синтезом элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения. Этот процесс должен быть ориентирован на возрастные особенностиребенка, на формирование научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде. Воспитание экологической культуры — это целенаправленный и систематический процесс, конечной целью которого является экологически воспитанная личность. В содержательной, сущностной, компонентной характеристике экологической культуры дошкольника выделяют следующие ее компоненты: когнитивный, эмоциональный и деятельностный. Эти компоненты лежат в основе сформированности отношения.
Проблеме воспитания экологической культуры дошкольников просвещены труды таких ученых как Н.В. Бутенко [1], А.Н. Захлебного [2], Н.В. Коломиной [3], С.Н. Николаевой [4, 5, 6] и др. В этих трудах авторы делают попытки раскрытия основных принципов и условий экологического воспитания дошкольников. В настоящее время взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе является слабоизученным. Тем не менее, ведется активный поиск путей привнесения элементов различных видов игр в процесс формирования экологической культуры дошкольников. Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности осуществляется на основе системы, разработанной с учетом системного, культурологического и деятельностного подходов. Игра, являясь основной деятельностью дошкольников, служит эффективным средством воспитания и образования в дошкольной образовательной организации. В игровой деятельности у детей развивается наблюдательность, любознательность, пытливость, появляется интерес к объектам природы. Усвоение знаний о природе в игровой деятельности происходит значительно эффективнее. Таким образом, игры, вызывают переживания у дошкольников и оказывают тем самым сильное влияние на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, входят в их самостоятельную игру, становятся ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу. Список использованной литературы
|