«Экологическое воспитание детей в семье» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Меньшина Анжела Ильгизаровна | |||
14.09.2023 09:47 | |||
«Экологическое воспитание детей в семье» Экология — это наука, и произошла она от слова ойкас — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания — экологическое воспитание. С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями. Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб. Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдётдаром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым. В конце своего сообщения хочется предложить свое любимое стихотворение В. Орлова. «Живой букварь» Нас в любое время года Птицы учат пению Обучает жить в труде Учит солнце доброте Весь большой лесной парод ДОСУГ С РЕБЕНКОМ НА ПРИРОДЕ Я нашел себе любимое дело: Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на имеющийся опыт. Досуг помогает человеку интересно жить и хорошо учиться. Но может и стать бременем, если человек не знает, что делать со свободным временем, чем занять себя. В таком случае, например, подростки начинают не просто слоняются без дела, мешая окружающим, они, предпринимая попытки чем-то себя занять, нередко совершают дурные проступки просто так, от безделья. Анализ проступков позволяет сделать вывод, что одной из причин чаще всего выступает неумение человека интересно организовать свое свободное время. А это, как и многое другое в человеке, начинается с детства. Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас природа с ее удивительными разнообразными явлениями, неисчерпаемыми возможностями познания и воспитания ребенка. В. А. Сухомлинский говорил: «Глубоко ошибается считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи». Так пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Давайте чаще отправляться вместе с ребенком на природу. Такие прогулки сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Во время прогулок мы имеем большие возможности воспитательного воздействия на ребенка, а также развиваем его ум, тренируем внимание, память. Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью. Важно, чтобы прогулки с детьми на природе были постоянными и желанными для ребенка. Ведь можно вечером удобно расположившись в кресле, смотреть телевизор. А можно, отбросив на время все свои дела и заботы, взять за руку своего малыша и пойти с ним на природу. Задумайтесь, сколько всего интересного можно показать ребенку на высоком темном небе с огромным количеством звезд и созвездий. И здесь будут присутствовать все: и задушевная беседа, и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время такой вечерней прогулки, во время общения с близким ему человеком. А как полезны для здоровья такие прогулки перед сном. Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к происходящему в природе. Нет такого периода у природы, когда ребенку нечего было бы показать. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдения с детьми. Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечёт за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда, совершая прогулки с ребёнком, и правильно относиться ко всем живым объектам. Например, часто бытуют разговоры о том, что лягушки отвратительные, холодные, мокрые, лупоглазые. И было бы, наверное, значительно легче выбирать себе друзей, опираясь лишь на внешность, если бы красивая внешность всегда гармонировала бы с внутренней красотой. Каждый живой организм самобытен, интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека- человека разумного. Будь то тритон или лягушка. С наступлением тёплых дней нас сильно тянет за город, на природу. И очень хорошо, когда там рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ракетки и т.д. Поход свой в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми. «Здравствуй, природа родная, мы пришли в гости к тебе!» Да, мы пришли к тебе в гости, мы – гости твои, природа, поэтому и вести должны себя соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение в природе- эталон поведения для ребёнка. Обычно, приехав на пикник, родители капитально обосновываются на месте с которого их не сдвинешь. А маленьких исследователей всегда манит даль. Здесь он видит перед собой новое и доселе ему не известное. Он изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для развития ребёнка. Да, дети — неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Вопрос: а как её оказать? По возможности так, чтобы маленький исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребёнку место поиска, например, лужу и понаблюдать там осторожно за водомерками. Многие дети любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе, приспособив для этого фанерку и присев на пеньке. Карандаши при этом можно разместить в кармане курточки. Рисовать можно и по памяти дома, отражая в рисунке свои впечатления о проведённой прогулке. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними. Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребёнок, найдя живую отгадку. Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребёнком и которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника. А сколько замечательных песен о природе имеем мы в своём репертуаре! И как хорошо, собравшись все вместе, негромко их спеть. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ Рекомендации родителям Одним из условий успешного развития ребенка является создание красивого и уютного интерьера в семье, удобного для детской деятельности и пробуждающего эстетические чувства. После посещения природоведческого музея вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какие-либо коллекции у себя дома. Для этого необходимо выделить в комнате небольшое пространство, «уголок», полочку. Важно, чтобы там у ребенка была возможность хранить личные вещи, «предметы красоты», материалы для рисования, лепки, аппликации. Все это будет стимулировать эстетические интересы и творческую деятельность детей. Вместе с ребенком необходимо обсудить, коллекции каких предметов он хотел бы собирать (рисунки, открытки, картинки, мелкие игрушки животных, камушки, ракушки, шишки, семена и плоды растений). Возникающий после экскурсии в музей интерес к собирательству «предметов красоты и природы» — один из показателей эстетической и экологической активности ребенка. А склонность к собирательству со временем может перерасти в коллекционирование. В результате у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей культуры и искусства. Дети всегда с удовольствием делятся своими впечатлениями и переживаниями, своими открытиями. В гости к ребенку хорошо приглашать его друзей, с которыми он может поделиться своими знаниями и открытиями, которым он может рассказать о том, что видел в музее, показать, что сделал он после посещения музея (рисунок, аппликацию, лепку, какие прочитал книги, отгадал загадки, выучил стихи и т. д.). СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКОЛОГА Функции эколога в детском саду, который давно и систематически работает по экологическому воспитанию детей, очень важны и разнообразны. Именно эколог обеспечивает главный надзор за всей зеленой зоной дошкольного учреждения, в здании (кабинетах, коридорах, холлах, групповых помещениях) и на обширной территории, прилегающей к нему и являющейся его собственностью. Специалист, знающий и любящий растения, видит каждый куст, каждое дерево, вовремя замечает: начали падать листья с комнатной березки, подсыхать роскошные перья папоротника. Вовремя дает советы воспитателям, какие растения надо пересадить, какие обрезать, какие и чем надо подкормить. Вторая функция эколога в нашем саду — создание огорода и поддержание сада. Это целый комплекс организационных и практических мероприятий: покупка и завоз земли (ежегодно), перекопка огорода, выращивание рассады, посев семян, подкормка фруктовых деревьев и многое другое. Понятно, что один эколог все это сделать не может, поэтому нужна продуманная организация и включение в эти дела воспитателей всех групп, дошкольников и их родителей. Большая работа, которая продолжается с марта по октябрь, приносит всем радующие результаты: урожай всех огородных культур, арбузы и много зелени к обеду. Повара закатывают на зиму банки с огурцами, томатами, вишневым компотом. Третья функция эколога – это педагогическая работа с детьми в зале релаксации, в котором имеется красивая мебель, пианино, фонтан, напольные растения, замечательный аквариум с рыбками и компания распевающих птиц. Сюда приходят дети. Сюда приходят дети с какими-либо отклонениями, через чур подвижные, возбужденные или, наоборот, несколько заторможенные. Слушание специально подобранной музыки, игры с камнями, наблюдение за птицами – все это благотворно действует на ребят, они идут в группы спокойными и радостными. В последние годы, продолжая активно работать по выбранному направлению, детский сад начал проводить углубленную работу с родителями, в которую включился эколог. Разработана серия консультаций по содержанию и разведению декоративных птиц. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЗДУХА С ПОМОЩЬЮ РАСТЕНИЙ Рекомендации родителям С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Известно, что окружающая среда является важнейшим фактором становления человеческой личности, так как воздействует на психику, чувства, эмоции человека. Комнатные растения, являясь частью предметной среды, важны как для детей, так и для взрослых, поскольку оказывают влияние на самочувствие и состояние здоровья людей. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой – полезной функции растения, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу. Еще Гиппократ рекомендовал использовать растения в том виде, в каком их создала природа. Вещества, которые выделяют клетки растений в процессе своей жизнедеятельности, являются биологически активными и служат источниками лекарственных средств. Не секрет, что воздушная среда в городских помещениях далека от идеальной. Помимо пыли, часто воздух имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых строительными материалами, мебелью, не говоря о выхлопных газах. Кроме этого в воздушной среде присутствуют микроорганизмы, такие как стафилакокки, которые, попадая при благоприятных условиях на слизистую верхних дыхательных путей, вызывают ОРЗ и аллергические заболевания. Даже самые современные технические средства очистки воздуха не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. В то же время летучие выделения многих растений обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью подавлять жизнедеятельность микроорганизмов. Это сансевьера, плющ обыкновенный, бегонии, бересклет шюнский, колеус, пилея, размарин, аукуба, лавр благородный, кофе аравийский, алоэ и другие. Наряду с растениями, летучие выделения которых обладают выраженными фитонцидными свойствами, имеются растения, летучие выделения которых оказывают лечебный эффект на организм человека.
Так, сансевьеру можно назвать настоящей кислородной установкой, которая продуктивно работает в дневное время. Кофейное дерево прекрасно озонирует воздух. С токсинами неплохо справляются плющ, различные виды фикусов и обычный алоэ. Кроме этого, хорошо также иметь и такие растения, которые накапливают пыль, вместо штор, которая считается самой вредной. С этой целью желательно завести комнатные ель и сосну, особенно ценные еще и за то, что выделяют отрицательные ионы, которые полезны для людей с плохой сердечно- сосудистой системой, а также снимают головные боли. Таким образом, растения, обладающие выраженной фитонцидной активностью, помогают сделать воздух в помещении «живым» как в природе, например, в лесу. Они оздоравливают его, обогащая биологически активными веществами. Мы же, созерцая красоту растений, получаем лекарство и пищу для души. Однако необходимо помнить о том, что среди фитонцидных растений есть и растения ядовитые, например: олеандр, молочай блестящий, диффенбахия, инжир, которые представляют опасность для жизни и здоровья маленьких детей. Важно также знать, что не каждое экзотическое растение подойдет для очистки воздуха. Здоровый микроклимат могут поддерживать лишь специально подобранные растения. Фитонциды, благодаря разнообразной химической природе и биологической активности, оказывают разностороннее действие на организм человека и животных. Вдыхание фитонцидов некоторых растений благотворно действует на психику, нормализует сердечный ритм, улучшает обменные процессы. У людей, находящихся в атмосфере летучих выделений растений, увеличиваются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, повышается работоспособность, выносливость при физических нагрузках. Летучие фитонциды эвкалиптов, например, обладают выраженным тонизирующим действием. Немаловажную роль фитонцидотерапии играет наслаждение красотой растений – их листьев, цветков и гаммой красок, весьма благотворно влияющие на нервную систему. Малые дозы летучих выделений являются стимуляторами, а большие – в одних случаях оказывают благотворное, а в других – вредное влияние на самочувствие человека. Не рекомендуется выращивать в малых помещениях растения, цветы которых обладают излишне сильным ароматом: олеандр, магнолия, муррайн и другие цитрусовые. Избыток ароматических веществ в воздухе приводит к повышенной раздражительности и утомлеямости. Подбирая композиции из растений, надо учитывать освещенность, объем помещения, сезонность. В лечебных целях очень важно что фитонцидная активность комнатных растений проявляется в зимнее – весенний период, так как именно в этот период возрастает число ОРЗ. Фитонцидные свойства проявляются в полной мере лишь у здоровых растений. Причем на их образования оказывает влияние почва, освещенность и температура воздуха. Значительные ослабления фитонцидной активности происходит при дефиците влаги и питания. Наибольший эффект представляют молодые растения. Повышение фитонцидности начинается в утренние часы и резко возрастает днем, затем к вечеру падает и ночью достигает минимума. Большинство жилых городских помещений являются малогабаритными. Квартиры в панельных домах характеризуются относительно малой освещенностью, низкой влажностью воздуха и, как правило, высокой микробной обсемененностью воздуха. Поэтому здесь лучше подбирать неприхотливые и в то же время обладающие выраженной антимикробной активностью виды растений. Это представители родов: алоэ, толстянка, пеперамия, сансевиерия, плющ, эпипремиум, циссус, каланхоэ, бегония. Для повышения влажности воздуха хорош циперус. У себя на родине он растет вдоль побережий рек, очень любит воду, с удовольствием ее испаряет в воздух, поэтому горшок с этим растением держат в поддоне с водой. К хорошим увлажнителям воздуха относятся такжегибискус (китайская роза) и спатифиллум Уэлисса. Растение, пригодное для любых помещений прекрасно очищающее воздух от химических загрязнений, — это хлорофитум. А так как флорофитум за 24 часа убивает 80 процентов всех вредных микроорганизмов в помещении, то его можно широко использовать для озеленения своих помещений, посадив по 4-6 растений вместе. Особенно рекомендуют его для кухонь с газовыми плитами. Для помещений, расположенных на первых этажах старых домов, как правило, затяненных и сырых, характерно повышенное содержание в воздухе микроскопических плесневых грибов. Здесь рекомендуется выращивать в первую очередь бегонии, которые обладают выраженными антифунгальными свойствами, а также являются теневыносливыми. Кроме того, к этим условиям могут приспособиться «солнечное дерево» — аукуба японская (растение теневыносливое, хотя некоторые виды имеют пестролистную окраску), кофе, мирт, лавр, монстера, плющ, лимон, фикус, офиопогон. В домашних условиях уголок фитодизайна, где будут стоять растения, лучше всего разместить у окна, и если есть возможность, то лучше перегородить его ширмой. Нецелесообразно устраивать такой уголок на сквозняке, так как фитомциды могут улетучиваться. Помимо общего ухода, растения требуют специального внимания. Между ними необходимо поставить открытый сосуд с водой для увеличения влажности воздуха и образования аэроионов. Существуют определенные правила фитонцидотерапии с использованием живых растений:
Количество процедур в зависимости от обстоятельств колеблется от 15 до 30. Женщинам обычно требуется меньше сеансов: у них обоняние тоньше, чем у мужчин. У курящих и употребляющих алкогольные напитки обоняние снижено, поэтому им нужен более длительный курс. В весеннее и летнее врем года, когда фитонцидная активность у растений максимальная, требуется 14-25 сеансов, а зимой – 25-35. Принимать их можно спустя 1-2 часа после еды. При ОРЗ процедуры не рекомендуются. Следует учитывать также индивидуальную восприимчивость к фитонцидам. Определенные растения следует размещать в определенных комнатах. Например, в спальне – успокаивающие: жасмин самбак, герань. В прихожей, где должна быть естественная стерилизация воздуха, можно поставить тот жемирт обыкновенный или тую, которые прекрасно дезинфицируют воздух, убивают даже дифтерийную палочку. В комнате лучше поставить растения, которые обладают выраженной антимикробной активностью: бегонии, мирт, плющ.
|