Паспорт Дидактического пособия: лэпбук «Лесные этажи» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Попова Дарья Геннадьевна | |||
30.05.2023 14:34 | |||
Паспорт Дидактического пособия: лэпбук «Лесные этажи» Экологическое состояние нашей планеты ухудшается с каждым днём, что не может не вызывать серьёзное беспокойство. Всё меньше становится на земле животных, всё чаще загрязняются водоёмы и реки, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Тенденция к ухудшению экологического состояния планеты требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Когда же происходит формирование экологической ответственности? Конечно, в период дошкольного детства. Именно на этом этапе складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из главных задач сегодняшнего дня. Пояснительная записка. Дошкольное детство – это период формирования первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. На этом этапе развития детей закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование» и «экологическое воспитание дошкольников. Игра поможет закрепить знания дошкольников об экологии. Методическая ценность. Пособие направлено на интеллектуальное, экологическое развитие, формирование познавательного интереса, формирование целостной картинки мира, а также формирование познавательного интереса. Область применения. Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная. Дидактическое пособие можно использовать на развивающих занятиях по темам: «Как устроен лес?», «Кто где живет?», «Лес и его обитатели», «Как дружат растения и животные?», «Лес как экологическая система», «Лесные этажи». Возраст детей. От 5 лет до 8 лет. Материал. Бумага, ламинированная бумага, пластик. Оборудование. Конверт для хранения лэпбука (пластик). Лэпбук (три игровых поля.) Цель: Формирование у детей экологической культуры и познавательного интереса к природе. Задачи:
Игра №1 «Кто где обитает?» Цель: развитие представлений о животных, птицах, насекомых и месте их обитания. В игре участвуют от 1 до 4 человек. Ведущий называет животное, спрашивает: «Где обитает?» игроки находят на игровом поле. Выигрывает тот, кто первым найдёт. Игра№2 «Найди по описанию» Цель: закрепление умений узнавать животное, насекомое, птицу по описанию, выделяя определённые черты. Ведущий говорит описание животного, насекомого, птицы на выбор, выделяя детали. Участник находит. Игра№3 «Расскажи-ка» Цель: развитие связной речи, развитие образного и словесно-логического мышления, овладение приемам запоминания и составления описательных рассказов о животных наших лесов Ведущий спрашивает о животных наших лесов. (Высказывания детей). Воспитатель называет еще животных, а дети рассказывают о животных. Игра №4 «Опиши по памяти» Цель: развитие внимания и памяти. Предложить ребенку назвать растение, выбранное ведущим и попробовать назвать все его особенности. Игра №5 «В чём отличия?» Цель: формирование умений выделять определённые особенности животных, растений в сравнении. Ведущий просит играющего определить разницу междутем или иным растением, животным. Конспект НОД в старшей группе «Лесные этажи» Тема «Этажи леса и их обитатели». Цель: уточнение (систематизация) и расширение представления детей о лесе и его обитателях. Задачи: Обучающие: формировать представление о лесе как многоэтажном доме для представителей животного мира, закрепить правила поведения в лесу, выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека. Развивающие: развивать мышление, речь, умение устанавливать взаимосвязи между растениями и животными. Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в группах, любовь к родной природе, заботу и бережное отношение ко всему живому. Предварительная работа: беседа о лесе; рассматривание иллюстраций с изображением леса и презентации «Этажи леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; чтение произведения М. Пришвина «Этажи леса»; беседа о компасе и обучение использования; художественно-продуктивная деятельность-рисование и лепка обитателей леса. Оборудование и Материалы: компас, икт-оборудование, магнитофон, лэпбук «лесные этажи», 4 конверта в которых картинки с изображением растений, птиц, животных, насекомых; картинки с изображением грибов, ягод, лесных обитателей; таблицы; картинки «Как лесник заботиться о лесе», «Правила поведения в лесу», «Зачем люди ходят в лес»; музыкальное сопровождение (голоса птиц). Методические приемы: «Этажи леса», загадывание загадок, игровые действия с лэпбуком, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка. Ход. Воспитатель: Ребята разгадайте мои загадки. Стоит дом, Зверей много в нём, Нет ни окон, ни дверей, Крыша в зелени и тень! (Лес) У каждого зверя в нём, Есть свой чудесный дом, Кто в дупле, кто в норе, Но живут все в тишине! (Лес) Ответы детей. Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу. Звучит запись «Звуки леса и пение птиц». Воспитатель: Откройте глаза. Посмотрите — мы с вами оказались в лесу! Воспитатель: Ребята, нам с вами надо найти обитателей леса, но они спрятались. Птицы на юге, животные на севере, насекомые на востоке, а растения на западе. Какой предмет поможет нам их найти. Ответы детей. Воспитатель: Верно ребята, это компас. У меня он есть. Стрелка нам покажет направление. Отправляемся в путь. (Заранее спрятать 4 конверта с картинками (птицы, животные, насекомые, растения) в группе по частям света.) Воспитатель: Но сначала надо надеть на себя панамки, кофты и обработать одежду специальным спреем от комаров и клещей. (Имитация движений.) Дети идут за воспитателем. Воспитатель: Сперва отыщем наших птичек, они на юге. Смотрим на стрелочку и надпись юг. (Идут). Ура нашли. Воспитатель: Идем дальше, животные на севере. Молодцы. Воспитатель: А где же наши растения? На западе? Ответы детей. Воспитатель: Насекомые на востоке. Нашли. И остались растения, на западе. Всё у нас с вами получилось. Садимся по местам. Дидактическая игра «Кто где живёт?». Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в рыжей шубе серенькой — зимой, А в рыжей шубке — летом. (Белка, живет в дупле.) Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Ежик, живет в норе.) По снежку зимой бежала, И следы все заметала. Рыжий мех, а хвост – краса! Подскажите, кто? (Лиса, живет в норе.) Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге, Коль такого довелось встретить, Знайте, это. (лось). Воспитатель: Открываем конверт с растениями. (Отдает конверт с растениями первому столу, они его раскрывают.) Воспитатель: Ребята выходите, и расскажите, какие растения изображены на ваших картинках. Дети выходят к доске. Называют названия растений. Воспитатель: Распределите растения по ярусам. Дети отвечают и расставляют на доске. Первый ярус. Огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями, от стеблей-стволов которых отходят тонкие ветки с листьями. Самый первый ярус — большие деревья. Он называется древострой. Это светолюбивые деревья. Сосна, ель, дуб, липа. Второй ярус. Из ветвей крон нижних деревьев получается второй ярус. Во втором ярусе растут деревья, которые мирятся с тенью. Черемуха, рябина, ива. Третий ярус. Кустарники. Растения сразу с несколькими стволами, в котором невозможно определить какой из стволов самый главный, ветви растут от корня. Орешник, ежевика, калина, малина. Четвертый ярус. Кустарнички, травы и цветы. Черника, брусника, сныть. Пятый ярус. Мхи, лишайники, грибы. Дети садятся на свои места. Воспитатель: Открываем конверт с животными. (Отдает конверт второму столу, они его раскрывают.) Воспитатель: Распределите животных по ярусам. Дети отвечают и расставляют на доске Второй ярус белка. Третий ярус лось, лиса, заяц, медведь. Четвертый ярус мышь, гадюка, ёжик. Пятый ярус лягушка. Дети садятся на свои места. Воспитатель: Распределите насекомых по ярусам. Дети отвечают и расставляют на доске. Бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары. Червяк, улитка, жужелица — пятый ярус. Дети садятся на свои места. Воспитатель: Распределите птиц по ярусам. Дети отвечают и расставляют на доске. Воспитатель: Обитатели леса первого яруса ястреб, орёл, сова. Обитатели второго яруса дятел, синица, снегирь. Обитатели третьего яруса гаечка, дрозд. Обитатель четвертого яруса соловей. Дети садятся на свои места. Молодцы ребята, отлично справились с заданием. Воспитатель: Встаньте в круг, сейчас мы будем выполнять движения. Повторяйте за мной: Дружно по лесу шагаем, (Дети шагают на месте.) Выше ноги поднимаем Через кустики и кочки (Руки на поясе, идут на носочках.) Через ветки и пенёчки. Пойдём мягко как лисята (руки за голову, идут на пяточках.) И как мишка косолапый, И как заинька трусишка. (Руки перед грудью, выполняют прыжки. И как серый волк-волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, (Идут на корточках). Покатился во лесок. Он катился, он катился, На полянку прикатился. Воспитатель: Садимся за столы. Дидактическая игра «На какой веточке, что растёт?» Воспитатель: Осенью на деревьях созревают плоды. Это шишки, ягоды, семена. Пользоваться этими благами леса необходимо, так как лесные растения наиболее богаты витаминами, но пользоваться ими надо умело и в меру. В первую очередь они для лесных жителей. (Демонстрация карточек с изображением плодов и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.) Все в лесу взаимосвязано: не станет насекомых, улетят птицы, а птиц не станет — разведётся гусениц видимо-невидимо, погрызут листву, траву, засох лес. Человеку необходим лес, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Поэтому лес надо беречь. Многие, собирая большие охапки цветов, не задумываются над тем, что наносят вред природе, считая, что все само воспроизведется. К сожалению, это не так. Каждая поломанная ветка, сорванный с корнями цветок или гриб не восстанавливается, а заболевает и приводит часто к гибели всего растения. Запомните правила. Не бегайте, не шумите в лесу, чтобы не побеспокоить птиц и зверей. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда. Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Почему? Она может поймать плохо летающих птенцов. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов. Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно бы погубили леса. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать кору и древесину, не вырывать с корнем грибы, цветы и растения. Помните, растения — живые существа. Не причиняйте им боль. Они бескорыстно и щедро делятся с нами своими дарами, но в то же время они беззащитны и нуждаются в нашей помощи! Воспитатель: Расскажите, что больше всего вам понравилось и запомнилось? Ответы детей. Воспитатель: Послушайте стихотворение. Зеленое платье планеты Весенние свежие травы Покрыли луга и поля, Оделись листвою дубравы, Зеленою стала Земля. В лесу теперь тень и прохлада, И воздух — целебный настой, Вновь слышатся птичьи рулады В глуши потаенной лесной. Деревья — нам добрые братья, Березка и дуб-исполин. Планеты зеленое платье Давайте, друзья, сохраним! Работа с лэпбуком «Лесные этажи»
|