Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Цветкова Кристина Юрьевна | |||
19.04.2023 19:49 | |||
Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры Цветкова К.Ю. – воспитатель МБОУ «ЦО № 41», г.Тула. Аннотация: Одной их актуальных проблем в современной системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста является, воспитание экологической культуры у подрастающего поколения. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Именно поэтому, экологическое воспитание необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, так как в данный период полученные познания имеют все шансы в будущем преобразоваться в стойкие убеждения.
Ключевые слова Экологическое воспитание, дидактическая игра. Для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста значимым направлением является воспитание экологической культуры. Рассматривая непростую экологическую обстановку в нашей стране, можно сделать вывод о необходимости экологического воспитания дошкольников в детском саду. Для того чтобы данный процесс проходил интересно и познавательно, разумно применять игры, как способ развития экологических знаний у детей. Игра – основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Игра, понятие многозначное. Под ним понимают развлечение занятие, потеху, забаву, отдых, упражнение, соревнование, в ходе каковых прививается правильное отношение детей к взрослым, отношение ребенка к самому себе. Как указывают С. А. Рубенштейн, А.С. Выготский, Д.П. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Взрослые применяют игру при обучении и воспитании детей с целью научить их разнообразным действиям с предметами, приемам и средствам общения. В процессе игровой деятельности ребенок формируется как личность, у него развиваются те стороны психики, от каковых в дальнейшем будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его взаимоотношения с окружающими. К примеру, в игре развивается такая, особенность личности ребенка, как саморегулирование действий с учетом задач общественной деятельности. Из числа разнообразных игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Основной целью каждой дидактической игры считается обучение. Следовательно главным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая спрятана от ребёнка игровой. Существенным компонентом дидактической игры являются правила. Следование правилам игры гарантирует реализацию игрового содержания. Выполнение правил выступает незаменимым условием решения игровой и дидактической задачи. Цель данной работы: развитие у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится в детстве; обогащать игровой опыт ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие. Объект исследования – процесс использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Предмет исследования – игровые обучающие ситуации, как средство экологического воспитания детей. Из выше поставленной цели, объекта и предмета вытекают следующие задачи:
Для развития личности каждого дошкольника, дидактические игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Такой подход позволяет углублять и закреплять знания о живой и неживой природе. Для осуществления игровых ситуаций отбираются игрушки, разнообразный природный материал, готовые настольно-печатные игры. Дидактические игры для экологического воспитания дошкольников разделяются на три группы, учитывая поставленные задачи.
Такой подход к экологическому воспитанию дошкольников учит детей заботиться о растениях, животных которые окружают детей. Главная цель данных игр, заключается в том чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений. Список литературы:
|