Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Приходько Лариса Анатольевна | |||
07.04.2023 09:30 | |||
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Начиная со средины XX в. рост потребностей человека и его производственной активности привел к тому, что масштабы возможного воздействия человека на природу стали соизмеримыми с масштабами глобальных природных процессов. В результате труда человека создаются каналы и новые моря, исчезают болота и пустыни, перемещаются огромные массы ископаемых пород, синтезируются новые химические материалы. Преобразующая деятельность современного человека распространяется даже на дно океана и космическое пространство. Однако все возрастающее влияние человека на окружающую среду порождает сложные проблемы в его взаимоотношениях с природой. Неконтролируемая и непредсказуемая деятельность человека стала оказывать отрицательное воздействие на ход природных процессов, вызывать резко негативные необратимые изменения, как окружающей среды, так и биологической природы самого человека.
В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности, которые требуют немедленного переосмысления. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая. Но дальше эта дорога обрывается пропастью. Насколько глубоко бы ни проникли современные экологические проблемы, их решение зависит от каждого из нас. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Именно поэтому одним из актуальных вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В системе и подготовке молодого поколения к рациональному использованию, ответственному отношению к природе важное место принадлежит ДОУ, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В разных возрастных группах детского сада в течение года проводится систематическая работа по развитию наблюдательности детей дошкольного возраста. Воспитатель организует наблюдения за первоцветами, за насекомыми, животными; сравнивает по внешнему виду и повадкам маленьких животных с взрослыми. Важно учить детей правильно вести себя: не шуметь, не обижать животных, не давить насекомых Воспитатель продолжает знакомить детей с растениями и животными, учит ухаживать за ними, поддерживает любознательность. В детском саду педагог развивает наблюдательность, привлекая детей трудовой деятельностью в уголке природы и на участке. Воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Детей упражняют в различении деревьев и кустарников, комнатных растений и цветов на клумбах, полевых цветов организуя предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности, для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус. В экологическом воспитании ребенка принимают участия не только педагог, но и родитель. Прежде всего, необходимо с раннего возраста воспитать в детях любовь ко всему живому и научить грамотному поведению на прогулке в лесу, на улице. Во время прогулок в любое время года с малышом взрослый открывает прекрасное и удивительное в явлениях природы. Обращает внимание крохи на, казалось бы, привычные явления. Зимой, любуясь искрящимся под яркими лучами солнца снегом, красотой и многообразием форм каждой отдельной снежинки, снежными шапками на ветвях деревьев. Весной, когда несущая природа возрождается, дарит малышу впечатления от пробивающейся молодой травки, набухших почек и первых листочков; лето порадует утренними капельками росы, жарким солнышком, радугой после дождя, ароматными цветами, научит прислушиваться и различать пение разных птиц. Задача взрослого (родителя, педагога) помочь ребенку глубже проникнуть в мир красоты природы, увидев чудо даже в обычном, самом неприметном. Необходимо всматриваться, вникать, вслушиваться вместе с малышом. Осенью, когда краски и запахи увядающей природы особенно выразительны, можно собрать опавшие листочки деревьев, любуясь их формой и цветом, составить букеты из сухих листьев. Таким образом, привлекая ребенка к художественному восприятию природы. Совершая вместе прогулки в лес или парк, на озеро или реку, наблюдайте и запоминайте запахи, звуки и краски природы, рисуйте, фотографируйте ее. Можно составьте с ребенком альбом с коллекцией своих фотографий красивых пейзажей, видов природы. Предложите малышу выразить свое впечатление, видение с помощью аппликации или рисунка. Необходимо поощрять у ребенка желание творить, делать поделки из природных материалов (шишек, коряг, сухих листьев, цветов и т.д.). Возникший интерес детей необходимо постоянно подогревать, оставлять недосказанное. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать. То, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы. Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию. Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир, трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Психологи утверждают, что маленький ребенок очень тесно связан с природой. Поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства в семье и в детском саду. Поэтому одной из главных задач для нас взрослых — воспитать в детях любовь к природе, научить их понимать и беречь ее. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.
|