Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
Занятия по Экологии
Автор: Тимофеева Лариса Геннадьевна, Алексеева Наталья Юрьевна, Тихонова Эльза Юрьевна   
26.03.2023 07:31

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

Авторы статьи: Тимофеева Лариса Геннадьевна, Алексеева Наталья Юрьевна, Тихонова Эльза Юрьевна МБДОУ «Детский сад№146 «Петушок» г.Чебоксары.

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования экологических знаний о живой природе у детей среднего дошкольного возраста.

Согласно ФГОС ДО именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.

Ключевые слова: экология, живая, природа, экологические знания, средний дошкольный возраст.

Главная функция экологического воспитания, по мнению С.А. Ве-ретенниковой [5] состоит «в передаче детям культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в формировании культурного опыта каждого, что в экологическом смысле наращивается личностью в процессе ее взаимодействия с природной и социальной средой на когнитивном, чувственно — эмоциональном и нормативном уровне». Важной подсистемой экологической культуры, по мнению М.Г. Бушканец [4] является отношение к живой природе.

 

Заботливое отношение к природе рассматривается как сложное интегрированное качество, включающее три взаимосвязанных компонента (эмоциональный, когнитивный, практический) и проявляющееся в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах личности.

Ознакомление дошкольников с живой природой – это «средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте».

Игры, по мнению М.Г. Бушканец [4] придают занятиям эмоцио-нальную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно и более интересными для детей. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения.

Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлениям растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой и адекватными изменениями, происходящими в живой природе.

В игре педагог получает возможность формировать экологические представления без назиданий и открытого дидактизма, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнера.

Для проведения констатирующего этапа исследования были подобраны методики: методика «Отношение к миру природы» методика «Экологическе отношение к миру природы», методика «Бережное отношение к обьектам природы».

Выявленный в ходе исследования уровень развития представлений о живой природе у детей является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанно- правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс.

Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совер-шенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

При проведении различных занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: игра «Угадай, где мы живем», «Большие и маленькие», «У медведя в гостях», «Раз, два, три к дереву беги», «Радуга», «Чудесный мешочек», «Что лишнее» и т.д., способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений. Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности.

В рамках формирующего этапа было проведено очень много дидактических игр в различных вариантах, что позволило закрепить и пополнить экологические знания детей. Многие игры, использованные в совместной деятельности, были перенесены детьми и в самостоятельную, что свидетельствует об их эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акулинцева, Т. Будем экологически грамотными / Т. Акулинцева // Дошкольное воспитание, 2014. – №6. – С. 36–42
  2. Богданец, Т. Экологические знания — первое представление о мире / Т. Богданец // Дошкольное воспитание, 2015. –№ 12. –С 52.
  3. Бушканец, М.Г. Хрестоматия по педагогике / М.Г. Бушканец. — Москва.: Просвещение, 2014. –432 с.
  4. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – Москва.: Просвещение, 2014. –270 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год