ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Тимофеева Лариса Геннадьевна, Алексеева Наталья Юрьевна, Тихонова Эльза Юрьевна | |||
26.03.2023 07:31 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. Авторы статьи: Тимофеева Лариса Геннадьевна, Алексеева Наталья Юрьевна, Тихонова Эльза Юрьевна МБДОУ «Детский сад№146 «Петушок» г.Чебоксары. Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования экологических знаний о живой природе у детей среднего дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое. Ключевые слова: экология, живая, природа, экологические знания, средний дошкольный возраст. Главная функция экологического воспитания, по мнению С.А. Ве-ретенниковой [5] состоит «в передаче детям культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в формировании культурного опыта каждого, что в экологическом смысле наращивается личностью в процессе ее взаимодействия с природной и социальной средой на когнитивном, чувственно — эмоциональном и нормативном уровне». Важной подсистемой экологической культуры, по мнению М.Г. Бушканец [4] является отношение к живой природе.
Заботливое отношение к природе рассматривается как сложное интегрированное качество, включающее три взаимосвязанных компонента (эмоциональный, когнитивный, практический) и проявляющееся в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах личности. Ознакомление дошкольников с живой природой – это «средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте». Игры, по мнению М.Г. Бушканец [4] придают занятиям эмоцио-нальную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно и более интересными для детей. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлениям растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой и адекватными изменениями, происходящими в живой природе. В игре педагог получает возможность формировать экологические представления без назиданий и открытого дидактизма, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнера. Для проведения констатирующего этапа исследования были подобраны методики: методика «Отношение к миру природы» методика «Экологическе отношение к миру природы», методика «Бережное отношение к обьектам природы». Выявленный в ходе исследования уровень развития представлений о живой природе у детей является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанно- правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс. Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совер-шенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. При проведении различных занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: игра «Угадай, где мы живем», «Большие и маленькие», «У медведя в гостях», «Раз, два, три к дереву беги», «Радуга», «Чудесный мешочек», «Что лишнее» и т.д., способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений. Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности. В рамках формирующего этапа было проведено очень много дидактических игр в различных вариантах, что позволило закрепить и пополнить экологические знания детей. Многие игры, использованные в совместной деятельности, были перенесены детьми и в самостоятельную, что свидетельствует об их эффективности. ЛИТЕРАТУРА
|