«Экология глазами дошкольников». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Виноградова Ольга Игоревна | |||
02.03.2023 07:53 | |||
«Экология глазами дошкольников». Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в работе нашего детского сада МБДОУ № 34 «Гульчечек» г.Зеленодольска. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в нашем ДОУ. Мусор- это проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе. Этот вопрос волнует всех, и воспитанники МБДОУ №34 — не исключение. С помощью долгосрочного проекта «Утилизация бумаги», который затронул воспитанников, педагогов и родителей всего учреждения, решили выяснить, как можно использовать выброшенную бумагу. С этой целью в каждой группе были установлены контейнеры для сбора использованной бумаги и картона. Каждый месяц дети взвешивали скопившуюся бумагу и использовали ее вторично: сдавали в пункты приема макулатуры, мастерили различные поделки-цветы на праздник, кормушки для птиц из картона, строили из бумаги макеты города и улицы. Провели эксперимент, в результате которого дети сделали вывод, что после нахождения на природе бумагу можно закопать, а всё остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер. Дети подготовительной группы пробовали переработать использованную бумагу и получить новую. Получилась волокнистая бумага серого цвета — ее использовали для поделок.
Перед детьми был поставлен вопрос «Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество потребляемой бумаги и спасти лес от вырубки?» Первым вариантом решения проблемы стала грамотная сортировка мусора для его переработки. Были проведены акции по сбору макулатуры и сбора батареек. Второй вариант решения проблемы-экономное использование бумаги. И самое творческое решение проблемы — «Вторая жизнь». Из бумаги на выброс можно сделать игрушки, подарки, предметы для интерьера. Результатами проектной деятельности дошкольники поделились с другими воспитанниками ДОУ и их родителями. Исследовательская деятельность воспитанников имеет несколько направлений. В течение учебного года в ДОУ проводились: непосредственно образовательная деятельность, экологические праздники, акции, конкурсы экологической направленности. В начале года дети с воспитателями, с родителями проводили исследования на предмет сбора использованной бумаги в группе за месяц. В фойе Учреждения установлены контейнеры для раздельного сбора батареек, пластика, бумаги. В группах установили самодельные контейнеры для сбора разного вида бумаги. Дети на протяжении учебного года собирали и взвешивали бумажные отходы, собирали макулатуру, искали другие способы утилизации использованной бумаги. Дети проводили эксперименты по переработке использованной уже бумаги в домашних условиях. Кроме того, воспитанники с родителями и педагогами выезжали в общественные места города на экологические акции «Сделаем вместе!», и субботники. Убирали мусор на берегу Волги, в парках и аллеях города. Дети совместно с педагогами и родителями придумывали и рисовали листовки и памятки с призывом не мусорить и сдавать в переработку бумагу, пластик, батарейки. Листовки были распечатаны, вручены прохожим и расклеены на информационных щитах города Зеленодольска. Было собрано более 400 кг макулатуры, более 100кг пластиковых крышечек. Также было собрано более 35 кг, пластиковых бутылок, которые отправили на переработку. Собрали и отправили на утилизацию 50 кг использованных батареек. На протяжении нескольких лет, наш детский сад решает много экологических задач и проблем. И в работе по экологическому воспитанию дошкольников, мы используем одну из современных технологий дошкольного возраста-это «Геокешинг». Складывая смысл составляющих его слов geo" -Земля «и cache" – тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «Геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира. Целью геокешинга является формирование у дошкольников и родителей ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. При разработке системы работы были поставлены следующие задачи: формирование навыков экологической культуры, активную жизненную позицию всех участников образовательного процесса; вовлечение родителей, социальных партнеров в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира; воспитание у дошкольников и их родителей бережного отношения к природе; развитие творческих способностей. Совместно с педагогами и родителями, в детском саду были разработаны карты-схемы всех групп, участков, территории ДОУ и была разработана карта-схема города Зеленодольска. Дети передвигались по заданным маршрутам, искали «клады», следуя ориентирам, представленным на картах-схемах, выполняли различные задания, как интеллектуального, так физического и экологического характера. Благодаря этому, дети изучали группы, участки и здание детского сада, в результате чего детский сад становится им знакомым, так же как и собственный дом. Совместная деятельность детей и родителей была проведена в лесополосе города Зеленодольска. Дети и родители проходили по маршруту, указанному на карте-схеме, выполняли задания, играли в различные игры, собирали мусор и искали клад в земле. Таким образом, использование технологии «геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата, что является важным условием реализации ФГОС ДО.
|