Игровая деятельность и игровые обучающие ситуации в старшем дошкольном возрасте как средство экологического воспитания |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Зубова Вера Владимировна | |||
16.02.2023 11:45 | |||
Игровая деятельность и игровые обучающие ситуации в старшем дошкольном возрасте как средство экологического воспитания Игра представляет собою один из самых загадочных феноменов, не поддающихся одномерному определению. Перефразируя известное изречение Августина Блаженного относительно природы времени, можно сказать, что на интуитивном уровне каждый «знает» что такое «игра», однако оказывается весьма трудно дать ее определение, выявить ее сущность. Одни исследователи рассматривают ее как способ эстетизации и тем самым «очеловечивания» человека (Ф. Шеллинг), другие как способ коммуникации (Э. Берн), третьи как логический механизм (Л. Кэрролл), четвертые как лингвистическую реальность (Л. Витгенштейн), пятые как феномен культуры (Й. Хейзинга), шестые как математический алгоритм и т. д. Исходя из онтологического статуса игры, различные философы по-разному истолковывают этот статус: одни относят ее к антропологической реальности (Ф. Шиллер, Э. Финк и др.), вторые распространяют ее сферу действия на сообщество животных (З. Фрейд, Й.Хейзинга и др.), третьи возводят игру на уровень космической всеобщности (Платон, Г. Гегель, Г. Гадамер и др.). Поэтому рассмотрим ряд определений игры в современной культурологии, социологии, социальной психологии и философии, чтобы выявить ее сущность.
Важное значение игры в процессе социализации ребенка отмечал Л. Выготский. По его мнению, игра первая учит разумному и сознательному поведению, являясь первой школой мысли для ребенка, присущей ему формой деятельности, подготовкой к будущей жизни. Последователем идей Л.C. Выготского стал Д.Б. Эльконин. В игре, по его мнению, происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Игра, как считает Д. Эльконин, есть деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности. Д.Б. Эльконин, рассматривая развивающую функцию игры, останавливается, прежде всего, на ее значении для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Обобщая исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной, и др. Д.Б. Эльконин пишет: в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…». «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов: от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности». В игре также формируется первичное соподчинение мотивов. Сознательный волевой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами при отрыве от ситуации собственно выполнения действия. Игра, обеспечивая отрыв смысла от действия, создает условия для появления соподчинения мотивов. Итак, игра — это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений. Игра связана со стремлением человека познать неизвестное, удовлетворить свое любопытство, она побуждает его осваивать окружающий мир и создавать новую, условную реальность, давая волю воображению. Игра является сферой коммуникации, объединяющей людей с разным социальным положением, а также способом отдыха и развлечения. Система правил создает специфическое игровое пространство, так называемую «условную» реальность. Важным педагогическим средством регулирования отношений детей и педагогов является игра. Ее суть в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые проявляется и формируется потребность ребенка воздействовать на мир. Феномен игры привлекал внимание философов, этнографов, биологов, экологов, психологов. Проблеме игровой деятельности посвящен ряд специальных исследований Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других ученых. В настоящее время активно развивается методика экологического воспитания дошкольников – создаются программы, совершенствуются методы, выполняется разработка региональных подходов к содержанию и формам работы с детьми с учетом особенностей природных и социальных условий. В рамках формирования экологической культуры особенное значение отдается организации игровых обучающих ситуаций. Как нами определено ранее, игру можно рассматривать как эмоциональную деятельности. Ребенок, который играет, находится в хорошем расположении духа, он доброжелателен и активен. Эффективность ознакомления детей с природой существенным образом зависит от эмоционального отношения к воспитателю, который воспитывает, дает задания, организует наблюдение и практическое взаимодействие с животными и растениями. В связи с данным обстоятельством, который объединяет процесс игры и процесс ознакомления с природой заключается в том, чтобы осуществить своего рода «погружение» детей в любую деятельность и формирование благоприятного фона для восприятия экологической информации. Важным моментом является также то, что в игровой обучающей ситуации формируется отношение детей к природе. Психологи склонны рассматривать игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка позитивного отношения к тому содержанию, которая она несет в себе. Все то, что нравится детям, все то, что их впечатлило, преобразовывается в практику сюжетной или же любой другой игры. В связи с данным обстоятельством, если дети организовали игру на природоведческий сюжет, то это означает что полученные представления оказались запомнившимися, яркими, способствовали проявлению эмоционального отклика, преобразованию в отношения, которое ее и спровоцировало. Усвоение знаний о природе при помощи игровой деятельности, способствующие переживаниям, не может не оказать существенного влияние на формирование у них внимательного и бережного отношения к объектам животного и растительного мира. Экологические знания, которые способствуют вызыванию эмоциональных реакций у детей, войду в их самостоятельную игру, они станут ее содержанием лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает только интеллектуальную сферу. Игра как способ формирования экологической культуры может рассматриваться как игра, которая специально организована воспитателем и включенная в процесс познания природы и окружающей действительности. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми могут характеризовать следующие моменты:
Осуществим описание на примерах разного рода игровых ситуаций, которые могут быть организованы воспитателем в рамках экологического воспитания дошкольников:
В целом, в каждом конкретном случае сюжет игровой деятельности продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественником, посетителей, экскурсантов. В ролевом поведении дети слушают пояснения, они рассуждают. Для того чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель мог реализовать воспитательные задачи, требуется чтобы он тщательным образом продумывал свою роль. Игра, таким образом, захватывает детей, если воспитатель специальными приемами способами поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает.
|