Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического воспитания |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Воронина Марина Николаевна Колоколова Марина Владимировна Барнышева Анастасия Николаевна Головина Любовь Александровна | |||
02.02.2023 05:38 | |||
Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического воспитания Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители будут обладать экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями мы используем разнообразные формы взаимодействия по направлениям: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое. Начиная работу по взаимодействию с семьей в экологическом воспитании дошкольников, нами было проведено анкетирование родителей с целью изучения интересов семьи. Совместно с родителями провели мастер класс по изготовлению энергетической кормушки, на котором все вместе научились изготавливать полезные для птиц кормушки. После чего вышли на территорию детского сада и развешали их. В дальнейшем ребята приносили кормушки из дома и развешивали их у себя на дворовых территориях. Так же был проведён мастер класс по изготовлению кормушек и скворечников из бросового материала. После проведенного мастер-класса, родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки, и развешивают на территории детского сада и у себя во дворах. Нашим ребятам очень нравятся различные экскурсии. Например, экскурсии в эколого-биологический центр, где дети и их родители могут посмотреть животных, рыб, птиц, рептилий. Покормить животных и подержать на руках. Также получить новую информацию о них. А как приятно в летнем лесу посмотреть, насколько красив лес летом, послушать и разглядеть насекомых, муравейник и т.д. В осеннем лесу нашей целью была посмотреть природу в лесу осенью, сравнить, как изменился лес, покормить птиц, посмотреть на явление под названием осенний ковер из осенних листьев. Очень интересны экскурсии в зимнем лесу. Мы все вместе (родители, педагоги, дети) рассматривали деревья зимой, объясняли, почему деревья скинули листву, дети многое узнали о хвойных деревьях: о елях, соснах, лиственницах, учили их различать. Наблюдали за следами на снегу, размышляли, чьи они. Вместе украшали ёлку не обычной мишурой, а по совету педагога дополнительного образования МАУ ДО «Эколого-биологический центр», елку сушками, баранками для зимующих птиц и мелких зверей. Объясняли, что этим мы ещё не загрязняем окружающую природу. Не менее интересно у нас прошла еще одна экскурсия в архитектурно этнографический музей города Братска «Ангарская деревня», в процессе которой ребята с родителями многое узнали о русском быте. Познакомились с хозяйственными и культовыми постройками, в этих постройках увидели предметы, отражающие разные стороны быта и жизни народа. В Ангарской деревне можно посмотреть памятники деревянного зодчества. Родители с удовольствием принимают участие в экологическо-оздоровительных прогулках в лес, экскурсия в архитектурно этнографический музей города Братска «Ангарская деревня. Эти знания помогают детям делать обобщения и выводы и перенести знания в новые ситуации. Очень любим принимать участия в разных акциях. Наш сад стал участников акции «Посади елочку» на территории ДОУ. Дети и родители с большим удовольствием приняли участие в акции. Дети знакомились с условиями посадки, узнали, на какую глубину необходимо посадить ёлочку, какие удобрения можно добавить. Мы показывали и рассказывали, чем отличается ель от сосны, рассматривали иголки, ствол, корни. Затем дети зарисовывали ёлочку в дневниках наблюдений. Постоянной акцией в нашем саду стала акция «Синичкин дом», в начале холодов не только развешиваем кормушки на территории дошкольного учреждения, но и собираем корм для птиц. Не забываем и про друзей наших меньших. Регулярно проводим акцию «Дружок», где мы собираем корм для приюта (оказываем помощь приютам). Интересно и содержательно прошла акция «Дети за чистый город» Цель этой акции – привлечь внимание жителей города к проблеме экологии и чистоты окружающей среды в городе, воспитание любви к малой родине и ответственного отношения к природе. После того, как мы стали сотрудничать с ЭБЦ, на детских советах дети стали очень часто выбирать такие темы для изучения, как: «Кролики», «Хомяки», «Кошки», «Собаки», «Хамелеоны» и т.д. У нас стали рождаться проекты, в которых с удовольствием участвуют родители и дети. Родители помогают пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы: приносят энциклопедии, поделки, организуют выставки. Беседы воспитателя с родителями — наиболее доступный и распространенный приём установления связи педагога с семьей, его систематического общения с родителями ребенка, с другими членами семьи. Также мы используем в работе с родителями стендовые консультации — «Экологическое воспитание детей в семье», «Помоги природе!»; предлагаем родителям папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников. Родители принимают активное участие в организации фотовыставок — «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.; в выставках работ детско-взрослого взаимодействия на темы охраны природы: «Берегите птиц», «Животные наши друзья», «Синичкин день»; стенды, ширмы, буклеты, плакаты, в которых, например, можно описать правила поведения в природе, как ухаживать за животными. Для эффективности данной формы мы организовали конкурс плакатов на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются родители. Очень творчески у нас проходят конкурсы и выставки семей воспитанников. Участвуя в совместной работе, дети чувствуют свою значимость, гордость за своих родителей. А родители ощущают ответственность перед ребенком, поскольку не могут подвести его и оставить без внимания организуемую в дошкольном учреждении выставку или конкурс. Совместно с родителями интересно и весело у нас проходят праздники экологической направленности: «Осенины», «Капустные посиделки», «Веснянка», «В гости к насекомым». Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы не старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно. Опираясь на семью, совместными усилиями мы решаем главную нашу задачу – воспитание человека — человека экологически грамотного.
|