Формирование у дошкольников экологических представлений в процессе ознакомления с природоведческой литературой |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Майорова Марина Анатольевна | |||
30.01.2023 15:03 | |||
Формирование у дошкольников экологических представлений в процессе ознакомления с природоведческой литературой Автор: Майорова Марина Анатольевна Место работы: МАОУ Домодедовская СОШ № 12 Город Домодедово Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы). Определены такие понятия, как «дошкольный возраст», «экологические представления», «метод», «природоведческая литература». Особое внимания в статье уделено использованию природоведческой литературы, как эффективного метода формирования экологических представлений дошкольников. Ключевые слова: дошкольный возраст, экология, экологические представления, природоведческая литература.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного и всестороннего развития ребенка, формируется личность человека. Проблема взаимосвязи человека с природой, а также воздействия общества на окружающую среду, не является новой, она во все времена считалась одной из главных. Но именно сейчас, в наши дни, эта экологическая проблема является особо острой и принимает огромные масштабы. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к природе, осознания важности её охраны. В связи с этим перед воспитателями ДОО стоит важная задача: найти наиболее эффективные условия для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста как основы экологически грамотного взаимодействия с природой. Ещё пятьдесят лет назад об экологии и экологическом образовании дошкольников никто не говорил. В настоящее время оно стало одним из самых важных направлений в дошкольной педагогике. Большинство комплексных программ обучения и воспитания в детском саду имеют раздел по экологическому воспитанию дошкольников, также существуют дополнительно и парциальные программы по экологическому образованию дошкольников, которые в настоящее время можно условно подразделить на три группы в зависимости от их цели и содержания:
Во всех программах вопросы формирования экологических представлений параллельно с вопросами воспитания положительного отношения у детей к природе. Экологическое воспитание дошкольников имеет огромное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, которая является частью общечеловеческой культуры. Компонентами экологической культуры являются прежде всего экологические представления, на основе которых формируются эмоционально-положительное отношения к объектам природы и навыки поведения в природной среде, а также умения природоохранной деятельности [4]. В настоящее время, существует множество методов формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста. Представление – это форма эмпирических знаний. Представление является психическим процессом отражения предметов и явлений, которые в настоящий момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе опыта, полученного ранее. Экологические представления – это конкретные знания о человеке как части природы, о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой, их приспособленности к ней, о ценностях природы, об использовании природных богатств [1]. Экологические представления – это обобщённое определение объектов и явлений природы, сложных связей, которые существуют в экосистемах и характеризуют сообщества в целом. Экологические представления следует отличать от природоведческих знаний. Природоведческие знания – это система знаний о природе, а при формировании экологических представлений – у детей вырабатывают гуманное отношение к природе, знания о взаимосвязях живых организмов между собой и со средой обитания [2]. Успешное знакомство дошкольника с окружающей природой происходит через наблюдение и практическую деятельность. Некоторые способы ознакомления с природой (литература, живопись, кинофильмы, телевидение) расширяют кругозор ребёнка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие, чем общение с природой, которое насыщает эмоциональное восприятие ребёнка яркими впечатлениями. Природоведческая литература занимает особое место при формировании у дошкольников экологических представлений. Природоведческая литература образным ярким языком передаёт все разнообразные характеристики объектов окружающей среды. Художники, оформляющие детские книги о природе, достоверно и с любовью выражают художественными средствами отношение писателя, в какой-то мере и своё, к героям произведения. Детские книги о природе помогают не только формированию экологических представлений, но и воспитывают положительное отношение к окружающей среде, проявлять сочувствие, удивляться и восхищаться объектами и явлениями природы. Природоведческая литература для детей дошкольного возраста появилась достаточно поздно. В конце 18 столетия в журнале Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» впервые стали публиковаться очерки о природных явлениях и даже стихи, где авторы описывали чувства, которые возникли у лирического героя от созерцания красоты природы (например, Н. Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»). Одной из характеристик природоведческой литературы для детей является то, что природа отображается в ней многообразными художественными средствами. Именно благодаря литературе о природе у дошкольников развивается чувство прекрасного, формируются эстетические чувства. Художественная литература показывает детям многообразие человеческих чувств (любовь, сопереживание, радость, восхищение и др.) Художественное слово и художественная литература позволяют обогатить знания детей об окружающей действительности, уточнить их и закрепить, а также она играет огромную роль в умственном развитии детей, способствует воспитанию любознательности, познавательного интереса и наблюдательности. Природоведческая литература имеет возможность дать детям знания о новых явлениях и предметах природы, которые они не могут увидеть в обычной жизни в настоящее время (например, о жизни животных в лесу, на лугу, в водоёме). В этом случае приходят на помощь произведения К. Д. Ушинского ( «Лиса-Патрикеевна» и «Орёл»), Е. Чарушина ( «Сорока»), В. Бианки ( «Лесная газета», «Лесные домишки»), М. Пришвина ( «Ребята и утята», «Лесной доктор») и другие. С помощью художественной литературы происходит формирование природоведческих понятий (Н. Сладков «Синичий запас», В. Бианки «Первая охота», «Приключения муравьишки», «Лесные домишки», Н. Павлова «Зимняя пирушка» и другие). Выбирая природоведческую литературу для дошкольников, прежде всего, нужно использовать произведения, которые рекомендованы Программой ДОО. Это произведения А. Пушкина, А. Фета, И. Соколова-Микитова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А. Майкова, Л. Толстого, М. Пришвина, а также С. Есенина, А. Толстого, В. Бианки, К. Ушинского, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой, К. Паустовского и других. Эта литература представлена стихами, прозой, поэзией. Она разнообразна по жанрам, что привлекает детей. В список произведений, с которыми дети старшего дошкольного возраста знакомятся в течение года, могут входить произведения различных размеров и видов изложения: короткие рассказы, сказки, а также произведения, которые читаются в течение всего учебного года (М. Пришвин «Золотой луг», В. Бианки «Хвосты», «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Снежная книга», «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Приключения муравьишки», «Прячутся», «Купание медвежат», «Зелёный пруд», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Синичкин календарь» и другие). Список использованной литературы:
|