ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Дрягалина Г.К., Ивкина И.А., Земелева Л.П. | |||
11.01.2023 10:46 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дрягалина Г.К., Ивкина И.А., Земелева Л.П. МАОУ детский сад №79 «Гусельки» г.о. Тольятти, Самарская область, Россия В концепции дошкольного воспитания (1989) провозглашается, что фундаментальной посылкой воспитания и обучения детей является забота общество об их здоровье. Между тем в многочисленных публикациях последних лет отмечается прогрессивное снижения уровня здоровья населения, и в первую очередь наиболее социально и биологически уязвимых его групп, к которым относятся и дети. Следовательно, задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми. Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение учебных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.
Один из путей для решения проблем мы видим в обосновании методики занятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности. Мы разработали методику проведения занятий по физической культуре, предусматривающую сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры. В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Формирование основ экологической культуры в условиях детского сада может осуществляться в различных формах: — наблюдения за природными явлениями, — в процессе ухода за растениями, — специально организованные игровые обучающие ситуации, — целевые экскурсии, праздники и др. Особое место занимает образовательная деятельность интегративного типа, предусматривающая сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, познавательно — исследовательской, игровой. Нами предпринята попытка показать возможность осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре. Особенностями разработанной методики, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста, является следующее:
а) наблюдения за природными явлениями могут проводиться в начале деятельности в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки; б) физические упражнения могут предшествовать наблюдениями, проводимым в конце деятельности при возвращении по тропе здоровья в детский сад; в) в начале деятельности могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья), затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми, и наконец, все завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в свободном темпе. 5. Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать персонаж кукольного театра – (Лесовичка, Снеговика, Веснянки и т.д.), который проводит с детьми экскурсию по «своим владениям»). 6. Так как подобная деятельность является интегративной, ее продолжительность несколько больше, чем в обычной образовательной деятельности по физической культуре, и составляет около 40-45 минут. Однако, поскольку в них сочетаются различные виды деятельности (двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая), это не вызывает переутомления у детей. При обеспечении определенных педагогических условий и использовании специальных организационно-методических приёмов (соответствующих теме и содержанию образовательной деятельности загадок, пословиц и поговорок, стихов, песен и т.п.) могут быть успешно решены задачи всех четырех направлений воспитания и развития детей: физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного. Важно подчеркнуть, что образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности. В процессе педагогических наблюдений воспитатель оценивает уровень экологической воспитанности детей и в соответствии с этим, корректирует содержание деятельности. День здоровья экологической направленности завершает каждый из четырех сезонных комплексов интегративных образовательных деятельностей – прогулок по экологической тропе здоровья. В его содержание включаются специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры. Оздоровительная направленность предложенной методики обусловлена:
Литература:
|