Роль проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Балеева Елена Александровна | |||
21.12.2022 20:09 | |||
Роль проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников Балеева Елена Александровна, воспитатель МБОУ «Нахабинская гимназия №4» городского округа Красногорск МО Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы. Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а также формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. В этом возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Экологическое воспитание начинается именно со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Интерес к природе пробуждает у детей желание наблюдать, трудиться, играть, проявлять художественное творчество. При этом формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Воспитатели и родители – главные помощники в ознакомлении и общении малышей с этим миром! В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. Проектный метод объединил в себе все методы ознакомления с природой: и наглядный, и словесный, и практический. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. В процессе детского исследования происходит получение ребенком конкретных познавательных навыков: обучение наблюдению, рассуждению, планированию работы, прогнозированию результатов, сравнению, анализу, обобщению, развитию познавательных способностей. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Проект – это тоже игра, но её результаты значимы и для детей, и для взрослых. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике. Задачи проектной деятельности, которые ставятся перед детьми при изучении природы родного края:
Проект включает три основных этапа: 1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов; 2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; 3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Предполагаемые результаты проектной деятельности дошкольников в ознакомлении с природой родного края:
К экологическому проекту всегда привлекаются родители, так как экологическое просвещение родителей дает большой положительный эффект в экологическом воспитании детей. Объектом изучения посредством проектно-исследовательской деятельности можно выбрать, например, березу. Это дерево является еще и символом России, поэтому реализация данного проекта имеет нравственно – патриотическое значение, так как обеспечивает возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа. Проект можно назвать «Белая береза – милая подруга». В процессе реализации проекта дошкольники знакомятся с жизнедеятельностью березы в природе, ее целебными свойствами; у детей формируется понимание, насколько ценно дерево берёза и почему необходимо бережно к нему относиться. По итогам работы отмечается повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей, развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям, развитие исследовательской, практической деятельности. Реализация проекта формирует у дошкольников умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобретают опыт поисково-исследовательской деятельности, в процессе которой у них повышаются личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание; проект способствует развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. В процессе работы над проектом дети рассматривают кору березы, отмечают ее роль как лекарственного сырья; изучают полезное действие почек и листьев на здоровье человека. На основании исследования приходят к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к березе, потому что она красива и целебна. Таким образом, экологическое воспитание детей должно рассматриваться, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
|