«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Черкасова Галина Николаевна | |||
01.12.2022 19:41 | |||
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Подготовила воспитатель Черкасова Г.Н. п. Володарского 2022 год Цель: распространение собственного педагогического опыта по опытно-экспериментальной деятельности; создание условий для осмысления педагогами роли детского экспериментирования в Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста. Практическая значимость: данное выступление может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а неработающие, поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста является экспериментирование. Почему я решила уделить особое внимание опытно-экспериментальной деятельности дошкольников? Русский естествоиспытатель Климент Аркадьевич Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В ходе опытной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Поэтому, я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников». Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Работу по данному направлению я начала в 2019-2020 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста. Мною была реализована дополнительная образовательная программа «Хочу всё знать!» по опытно-экспериментальной деятельности. Данная программа разработана на основе методического пособия Галины Павловны Тугушевой и Анджелы Ефимовны Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Цель данной программы — способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Основные задачи:
3. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам. 4. Развивать самостоятельность, познавательную инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребёнка, избирательность детских интересов. 5. Формировать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания. 6. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нём. 7. Взаимодействовать с родителями воспитанников, направляя их на формирование партнёрства и сотрудничества в процессе воспитания активного, любознательного ребёнка. Первый этап (организационный) моей работы – открытие в ДОУ «Детской лаборатории», оснащение необходимым оборудованием и материалами. Открытие лаборатория даёт возможность:
Оборудование и материалы для исследовательской деятельности:
Для организации исследовательской деятельности я создала необходимые условия:
Планирование воспитательно-образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми. Мой тематический план составлен для детей старшего дошкольного возраста с учётом интеграции образовательных областей. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное – интересы детей. Второй этап (практический) – проведение с детьми занятий специального научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Целью этих занятий является введение ребёнка в исследовательскую деятельность. Работа в «Детской лаборатории» начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с её хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием, материалами, их назначением и правилами поведения. Дед Знай отвечает на детские вопросы, показывает им опыты, даёт задания, следит за оборудованием и материалами лаборатории, а также требует соблюдения детьми правил безопасного поведения. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Незнайка, Капелька, Учёный кот, «залетают» галчонок Любознайка, Мудрая сова, «приплывает» Золотая рыбка. На протяжении всего учебного года я — не просто воспитатель, а заведующий лабораторией, а дети — мои коллеги, исследователи и экспериментаторы. Ребёнок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Дети дошкольного возраста любят, когда их слушают, когда к ним обращаются с просьбой, за советом, поэтому стараются как можно чаще отвечать на вопросы того или иного игрового персонажа, а чтобы ответить на вопрос, нужно много знать. Тем самым дети стремятся к познанию через экспериментирование с предметами, пытаются сами найти ответы на возникшие вопросы посредством познавательной литературы, задают вопросы взрослым, проводят опыты-эксперименты. В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:
Во время работы не требую от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Я постоянно стимулирую детское любопытство, нахожусь в готовности ответить на вопросы детей, не сообщаю знания в готовом виде, а помогаю в ответе на вопрос ребёнка получить его самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесён вред – ни объекту наблюдений, ни ребёнку). В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны помогают мне привести в порядок рабочие места – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. Организуя экспериментальную деятельность детей, я придерживаюсь определённых правил:
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не забываю о том, что главным является не приобретение ребёнком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребёнка терминов. Гораздо важнее воспитать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я проводила консультации на темы:
В нашем дошкольном учреждении функционирует официальный сайт (https: //lenschvolodarka. edumsko. ru/portal) в сети Интернет, а также мой персональный сайт (https://vospitatelyagodka-lendou14-yagodka. edumsko. ru/folders/category/2193235? page=2), который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни учреждения, проводимых мероприятиях, новостях, получать различные консультации. Третий этап (итоговый) – подведение итогов. Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что в процессе работы с детьми по экспериментальной деятельности отмечается положительная динамика развития:
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах — являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. В завершении выступления хотелось бы процитировать известного педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратится к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
|