Экологический проект «Юные синоптики» |
Занятия по Экологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Сибирева Евгения Юрьевна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.09.2022 16:58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экологический проект «Юные синоптики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Дюймовочка» компенсирующего вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан ПРОЕКТ по экологическому воспитанию дошкольников «ЮНЫЕ СИНОПТИКИ» Подготовил: воспитатель Сибирева Е.Ю. 2021-2022 уч. год Данный проект посвящен проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие воспитанников и взрослых в пространстве метеоплощадки. Актуальность темы заключается в том, что одним из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования является экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности. Ведь получение новых знаний об окружающем мире, происходящих в нем процессах и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта, развивают внимание, способность концентрироваться, память.
Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического развития детей дошкольного возраста. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать умение наблюдать и прогнозировать погоду в условиях организации метеостанции на территории ДОУ. В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека. Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Значимость проекта для его участников: Этот проект значим для всех его участников. Дети: получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей. Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значении в жизни человека. Развитие умения определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы и наблюдения за живой и неживой природой. Задачи проекта:
Методы реализации проекта: проблемно-поисковые, творческие, информационные. Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности. Формы реализации проекта: непосредственная образовательная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, взаимодействие с родителями (консультации, анкетирование, памятки, рекомендации, беседа, совместное изготовление пособий). Ожидаемый результат проекта: Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие эмоционально – чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры, совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта. формирование активной нравственно – экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе). План – график мероприятий Предварительный этап. (15.09.2021-30.09.2021) Цель: формирование проблемы и цели проекта; мониторинг воспитанников и анкетирование родителей; введение детей в проблемную ситуацию, формирование задач.
Предварительный мониторинг экологических знаний детей старшего дошкольного возраста проводился на основе методики О. Соломенниковой. По результатам диагностики сделали следующие выводы: большая часть детей данной группы имеет средний уровень овладения знаниями и умениями в данной области. У детей в основном сформирован познавательный вид отношения к природе, а не природоохранный; имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках, но спрогнозировать взаимосвязь и влияние человека на них они не могут. В анкетировании родителей приняло участие 16 человек, что составило 94%от списочного состава воспитанников группы.Высокий процент родителей готов к взаимодействию, сотрудничеству с воспитателями и педагогическим коллективом дошкольного учреждения, и остаются не равнодушным к жизнедеятельности детского сада. По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:Родители осуществляют экологическое воспитание детей в семье в таких совместных формах деятельности, как: беседы с ребенком, посадка растений или деревьев, наблюдение за природными объектами, чтение художественной литературы природоведческого содержания, просмотр фильмов о природе образовательного содержания. Родители оценили общий уровень работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников. Проанализировав анкеты, я выяснила, что экологическое воспитание актуально, и необходимо продолжать проводить мероприятия по экологическому воспитанию дошкольников. Основной этап (01.10.21-31.05.23) Цель: формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и причинах, влияющих на нее; привлечение родителей к предстоящей творческой работе; развитие у детей навыков исследовательской деятельности: наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения; разработка; проектирование будущей метеоплощадки на территории ДОУ.
Итоговый мониторинг экологических знаний детей старшего дошкольного возраста показал, что уровень знаний детей повысился. У детей сформировались элементарные представления о погоде, погодных явлениях, причинах, влияющих на нее; и их значении в жизни человека; развиваются навыки исследовательской деятельности. В процессе реализации проекта дети получали удовольствие от общения с природой, наблюдений за ее жизнью. Обобщив все знания, приобретенный опыт и исходя из этого можно примерно спроектировать будущую метеоплощадку.
|