Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологический проект «Юные синоптики»
Занятия по Экологии
Автор: Сибирева Евгения Юрьевна   
23.09.2022 16:58

Экологический проект «Юные синоптики»Экологический проект «Юные синоптики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Дюймовочка» компенсирующего вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию дошкольников «ЮНЫЕ СИНОПТИКИ»

Подготовил: воспитатель Сибирева Е.Ю. 2021-2022 уч. год

Данный проект посвящен проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие воспитанников и взрослых в пространстве метеоплощадки.

Актуальность темы заключается в том, что одним из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования является экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности. Ведь получение новых знаний об окружающем мире, происходящих в нем процессах и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта, развивают внимание, способность концентрироваться, память.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического развития детей дошкольного возраста. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать умение наблюдать и прогнозировать погоду в условиях организации метеостанции на территории ДОУ.

В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Значимость проекта для его участников:

Этот проект значим для всех его участников.

Дети: получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значении в жизни человека. Развитие умения определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы и наблюдения за живой и неживой природой.

Задачи проекта:

  • сформировать представление о погоде и причинах, влияющих на нее
  • развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения
  • расширить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира
  • познакомить с измерительными приборами, учить использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования
  • воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе
  • организовать опытно-исследовательскую деятельность детей в пространстве метеоплощадки для систематических наблюдений за погодой.

Методы реализации проекта: проблемно-поисковые, творческие, информационные.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Формы реализации проекта: непосредственная образовательная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, взаимодействие с родителями (консультации, анкетирование, памятки, рекомендации, беседа, совместное изготовление пособий).

Ожидаемый результат проекта:

Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие эмоционально – чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры, совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта. формирование активной нравственно – экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).

План – график мероприятий

Предварительный этап.

(15.09.2021-30.09.2021)

Цель: формирование проблемы и цели проекта; мониторинг воспитанников и анкетирование родителей; введение детей в проблемную ситуацию, формирование задач.

Дата

 

1

15.09.21-22.09.21

Предварительный мониторинг знаний детей

2

23.09.21

Аналитическая справка по результатам мониторинга

3

24.09.21-29.09.21

Анкетирование родителей

4

30.09.21

Аналитическая справка по результатам анкетирования

5

15.09.21-30.09.21

Изучение литературы по теме проекта

6

15.09.21-30.09.21

Подготовка материала по теме проекта

 

Предварительный мониторинг экологических знаний детей старшего дошкольного возраста проводился на основе методики О. Соломенниковой. По результатам диагностики сделали следующие выводы: большая часть детей данной группы имеет средний уровень овладения знаниями и умениями в данной области. У детей в основном сформирован познавательный вид отношения к природе, а не природоохранный; имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках, но спрогнозировать взаимосвязь и влияние человека на них они не могут.

В анкетировании родителей приняло участие 16 человек, что составило 94%от списочного состава воспитанников группы.Высокий процент родителей готов к взаимодействию, сотрудничеству с воспитателями и педагогическим коллективом дошкольного учреждения, и остаются не равнодушным к жизнедеятельности детского сада.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:Родители осуществляют экологическое воспитание детей в семье в таких совместных формах деятельности, как: беседы с ребенком, посадка растений или деревьев, наблюдение за природными объектами, чтение художественной литературы природоведческого содержания, просмотр фильмов о природе образовательного содержания.

Родители оценили общий уровень работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников.

Проанализировав анкеты, я выяснила, что экологическое воспитание актуально, и необходимо продолжать проводить мероприятия по экологическому воспитанию дошкольников.

Основной этап

(01.10.21-31.05.23)

Цель: формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и причинах, влияющих на нее; привлечение родителей к предстоящей творческой работе; развитие у детей навыков исследовательской деятельности: наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения; разработка; проектирование будущей метеоплощадки на территории ДОУ.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

 

1

Октябрь 2021

Ветер, ветер, ветерок…

 

Тематическая беседа "Что такое ветер".

Консультация «Занимательные опыты с детьми: откуда берется ветер»

Изготовление вертушки – флюгера для наблюдений за ветром во время прогулки на участке ДОУ

 

2

Наблюдение за ветром по облакам и ветровым рукавом.

 

3

Просмотр видеофильма «Почему ветер дует»

 

Помощь в изготовлении совместных поделок «Вертушка - флюгер»

 

4

Опытно –экспериментальная деятельность в лаборатории «Любознайка»

«Ветер - невидимка»

 

5

Опытно –экспериментальная деятельность на прогулке «Ловим ветер»

 

6

Мастер-класс для детей по изготовлению вертушки «Вертушка-флюгер»

 

1

Облака, белогривые лошадки…

 

Ноябрь 2021

Образовательная деятельность «В мире облаков»

Памятка для родителей «Наблюдаем за облаками с детьми в вечернее время»

Изготовление рамки – определителя для наблюдений за облаками на участке ДОУ «Ловец облаков»

 

2

Опытно –экспериментальная деятельность в лаборатории «Любознайка» «Облако в банке»

Изготовление демонстрационного материала «Виды облаков»

 

Помощь в изготовлении рамки-определителя для наблюдений за облаками на участке ДОУ «Ловец облаков»

 

3

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями облаков с рамкой –определителем «Ловец облаков»

 

4

Аппликация «Облачные фантазии»

 
 

Атмосферные осадки

 

1

Декабрь 2021

Тематическая беседа «Какие бывают осадки»

Рекомендации для родителей «Как следить за осадками вместе с ребенком»

Изготовление лэпбука «Погода. Осадки»

 

2

 

Опытно –экспериментальная деятельность в лаборатории «Любознайка» «Осадки»

Помощь в изготовлении лэпбука «Погода. Осадки»

 

3

 

Опытно –экспериментальная деятельность на прогулке «Удивительный снег»

 

4

 

Наблюдение за осадками и снежным покровом в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

 

5

 

Просмотр видеофильма «Туман и облака. Осадки»

 

6

 

Измерение снежного покрова с помощью самостоятельно изготовленной снегомерной рейки

 
 

Удивительные метеорологические приборы

 

1

Январь – февраль

2022

Занятие-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами»

Рекомендации родителям «Как сделать домашнюю метеостанцию своими руками»

Приобретение термометра для измерения температуры воздуха

 

2

Опытно –экспериментальная деятельность в лаборатории «Любознайка» «Как работает термометр» с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии»

Изготовление демонстрационного материала «Метеорологические приборы»

 

3

Занятие «Знакомство с термометром для измерения температуры воздуха»

 

4

Мастер – класс для дошкольников по изготовлению бумажного термометра

«Термометр своими руками»

 

5

Март 2022

Ведение дневника наблюдений за осадками

 
 

Отчет реализации проекта «Юные синоптики»

 

1

Март 2022

Итоговый мониторинг знаний детей

 

2

Проектирование метеоплощадки

 

     Итоговый мониторинг экологических знаний детей старшего дошкольного возраста показал, что уровень знаний детей повысился. У детей сформировались элементарные представления о погоде, погодных явлениях, причинах, влияющих на нее; и их значении в жизни человека; развиваются навыки исследовательской деятельности. В процессе реализации проекта дети получали удовольствие от общения с природой, наблюдений за ее жизнью. Обобщив все знания, приобретенный опыт и исходя из этого можно примерно спроектировать будущую метеоплощадку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год