ПОЗНАВАТЕЛЬН0 – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Пшеничникова Татьяна Николаевна Аксенова Наталья Викторовна | |||
18.09.2022 09:41 | |||
ПОЗНАВАТЕЛЬН0 – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания личности. Природа наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке, — эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – одна из важнейших целей современного образования. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментов. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы. Организацию познавательно – исследовательской работы с детьми дошкольного возраста можно разделить на три взаимосвязанных направления, каждое из которых представлено несколькими темами:
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, этому способствует созданная пространственная предметно – образовательная среда: «сухой дождь», огород, цветник, луг. Все это обогащает опыт познания и самопознания детей, формирует сострадание к живому, радость и восхищение от взаимодействия с природой. При работе с дошкольниками важное значение следует придавать нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально – положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развивать у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
|