Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Ефимова Лилия Габбасовна, Жмурова Маргарита Викторовна | |||
10.09.2022 15:55 | |||
Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Важно объяснить детям, что все живые существа вправе жить и расти. А потому нельзя убивать насекомых, портить ягодные кустарники и грибы, даже ядовитые. Каждое растение и животное – важная часть экосистемы, лишение одного представителя флоры или фауны может негативно отразиться на природе. Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Непосредственно соприкасаясь с природой, её хрупкой красотой, дети лучше осознают, как важно беречь эту удивительную среду, учатся быть добросовестными хозяевами нашей замечательной планеты. Можно рассматривать тонкую паутинку, любоваться переливающимися крыльями стрекоз, пробовать ароматную лесную землянику. Мир природы оставляет в детских сердцах незабываемые впечатления, а насыщенные краски, неожиданные встречи, и величие природы вызывает вполне объяснимое желание – потрогать и попробовать все, что окружает. Именно поэтому любознательные малыши нередко оказываются в опасности – незнакомые с основами безопасного поведения, дети могут навредить не только природе, но и самим себе. Потому крайне важно объяснять детям правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков [1]. Ребята под руководством воспитателя анализируют проблемные ситуации с разных точек зрения, пробуют представить последствия тех или иных поступков и вместе найти оптимальное решение. Пример: Мальчик хочет нарвать цветов, чтобы подарить маме. Но сорванные дикие растения быстро увянут, а лесная поляна не просто лишится своего украшения – пчелы и другие насекомые останутся голодными без цветочного нектара и пыльцы. Выход – полюбоваться красотой цветов самому, показать их близким, может, сфотографировать на память, но не рвать. Когда смысл правил поведения уже усвоен детьми, остается закрепить их в памяти. В своей работе на занятиях, в совместной деятельности я использую многие средства экологического воспитания: подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и дидактические игры, провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, организую простейшие опыты, исследования с элементами проблемной ситуации. Наиболее эффективным средством формирования экологической культуры дошкольников, я считаю, являются дидактические игры, так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В процессе игры выражается отношение ребенка к действительности, она позволяет ему активно действовать, способствует его развитию. Для осуществления экологического образования используются подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и другие виды игр. Например, во время прогулки организуются игры: «Рыболов», «Цветы на клумбе», «Птицы в лесу», которые позволяют в игровой форме запомнить названия рыб, птиц, растений [3]. Некоторые дидактические игры на тему экологии (например, «Животные и их детеныши», «Кто, где живет», «Где чей след» и пр.) давно описаны в методической литературе, их легко найти в продаже, другие изготавливаются педагогами самостоятельно с целью совершенствовать представления детей о конкретной теме экологического воспитания. Для закрепления знаний дошкольников об упомянутых выше правилах поведения в лесу нами была разработана настольная игра «Прогулка» (рис.). Игровое поле представляет собой заламинированный лист формата А3 с нарисованным на нем лесом, через который сложными петлями, иногда разветвляясь, проходит разделенная на шаги-клетки дорожка. На дорожке встречаются значки, способные повлиять на ход игры: заставить игрока пропустить ход, перейти на несколько клеток вперед или назад, свернуть на более короткую или длинную дорожку. В комплекте также есть кубик с пронумерованными гранями и 4 фишки (они стандартные, продаются в магазинах). Сбоку от игрового поля изложены правила игры. Они типичны для настольных игр- «бродилок»: 2–4 игрока по очереди бросают игральный кубик и передвигают фишки в соответствии с выпавшим на грани кубика числом от старта до финиша. Дети постарше могут прочитать их сами и освоить игру без помощи взрослых, младшим дошкольникам нужно будет прочесть инструкцию. Правила ориентированы на знаки-предупреждения, представляющие собой картинки (мухомор, компас, костер, ягоды и т.д.), которые детям легко запомнить и в дальнейшем ориентироваться на них, даже не читая текст инструкции. Задача игроков – пройти по лесу, избегая опасных ситуаций (возможность заблудиться, отравиться ядовитыми грибами, пораниться и т.д.) и стараясь не потревожить лесных обитателей (которым может принести вред брошенный костер, разоренное гнездо и т.д.). Таким образом, развлекаясь с экологической игрой «Прогулка», дети незаметно для себя повторяют изученные ранее Правила безопасного поведения на природе. Игра компактная, ее удобно хранить, можно развернуть на столе или на ковре для игр, а ламинирование защищает бумагу от повреждений. Дети с удовольствием играют в нее, в увлекательной форме усваивая правила, составляющие важную часть экологической культуры. Список литературы
|