Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольника с тяжелыми нарушениями речи |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Бондарь Ирина Александровна | |||
28.05.2022 21:23 | |||
Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольника с тяжелыми нарушениями речи Бондарь Ирина Александровна, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №18», г. Новокузнецк Взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли – это одна из важнейших проблем современности. Обострение экологических проблем в мире и в России делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения и, в частности, дошкольников одной из главных задач. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм. Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Воспитатель логопедической группы решает не только общеобразовательные, но и коррекционно – воспитательные задачи. Основная задача учителя-логопеда ДОУ — всестороннее формирование речи дошкольника. Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, их роли меняются: учитель — логопед становится активным участником и помощником. Задачи учителя-логопеда в экологическом воспитании – формировать звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас, преодолеть аграмматизм, формировать слоговую структуру слов, развивать связное речевое высказывание, а также восприятие, внимание, память, мышление. В своей работе регулярно использую дыхательные, пальчиковые упражнения с природным материалом, дидактические игры, направленные на формирование лексико-грамматического строя и связной речи. Дыхательные упражнения. Варианты: «Узнай цветок по запаху», «Чей пароход лучше гудит», «Чья птичка дальше улетит?», «Надуй игрушку», «Пузырь», «Снежинки», «Бабочки», «Листики» и т.д.) Такие пособия можно использовать с разной целью. Для развития длительной воздушной струи. Ребёнку даём инструкцию: «Держи перед собой и вдохни воздух носом, а теперь плавно выдохни через рот. Щёки не раздуваем, губы трубочкой». Для развития силы выдоха. Ребёнку даём инструкцию: «Держи перед собой и вдохни воздух носом, а теперь резко выдохни через рот. Слышится: Па!» Пальчиковые упражнения. Все мы знаем, что речевая работа, связанная с моторикой идёт более успешно. Широко используем в работе природный материал: шишки, ракушки, жёлуди, скорлупу орехов, камешки, грецкие орехи, крупа. Например, на различных этапах автоматизации звуков. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах: Катаем грецкий орех и проговариваем: Ра-ра-ра, ра-ра-ра, Рама, рак, гора, нора. Ро-ро-ро, ро-ро-ро, Роза, роща, рот, перо. Сжимание и перекладывание из одной руки в другую: Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. При помощи круп мы с детьми рисуем, выкладываем узоры на пластилине, на бумаге, сортируем, угадываем с закрытыми глазами, перекатываем пальцами одной руки два ореха или камушка. Дидактические игры, направленные на формирование лексико-грамматических категорий Варианты: «Кто где, живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания, у кого какой дом» (об экосистемах); «Живое – не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д. Мною были изготовлены многофункциональные пособия:
- при работе по лексической теме.
Планшет наполнен различными застежками, креплениями для развития мелкой моторики. Связная речь Одна из задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи – развитие монологической речи. Изучение каждой лексической темы предполагает занятия по развитию связной речи.
«Планшет с зимними сказками» Таким образом, реализация системы экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечивает их всестороннее развитие, у детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, мелкая и крупная моторика, повышается культура поведения в природе. Список литературы.
|