Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольника с тяжелыми нарушениями речи
Занятия по Экологии
Автор: Бондарь Ирина Александровна   
28.05.2022 21:23

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольника с тяжелыми нарушениями речиРоль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольника с тяжелыми нарушениями речи

Бондарь Ирина Александровна, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №18», г. Новокузнецк

Взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли – это одна из важнейших проблем современности. Обострение экологических проблем в мире и в России делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения и, в частности, дошкольников одной из главных задач.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

 Скачать конспект

Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Воспитатель логопедической группы решает не только общеобразовательные, но и коррекционно – воспитательные задачи. Основная задача учителя-логопеда ДОУ — всестороннее формирование речи дошкольника. Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, их роли меняются: учитель — логопед становится активным участником и помощником.

Задачи учителя-логопеда в экологическом воспитании – формировать звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас, преодолеть аграмматизм, формировать слоговую структуру слов, развивать связное речевое высказывание, а также восприятие, внимание, память, мышление.

В своей работе регулярно использую дыхательные, пальчиковые упражнения с природным материалом, дидактические игры, направленные на формирование лексико-грамматического строя и связной речи.

Дыхательные упражнения.

Варианты: «Узнай цветок по запаху», «Чей пароход лучше гудит», «Чья птичка дальше улетит?», «Надуй игрушку», «Пузырь», «Снежинки», «Бабочки», «Листики» и т.д.) Такие пособия можно использовать с разной целью.

Для развития длительной воздушной струи. Ребёнку даём инструкцию: «Держи перед собой и вдохни воздух носом, а теперь плавно выдохни через рот. Щёки не раздуваем, губы трубочкой».

Для развития силы выдоха. Ребёнку даём инструкцию: «Держи перед собой и вдохни воздух носом, а теперь резко выдохни через рот. Слышится: Па!»

Пальчиковые упражнения.

Все мы знаем, что речевая работа, связанная с моторикой идёт более успешно. Широко используем в работе природный материал: шишки, ракушки, жёлуди, скорлупу орехов, камешки, грецкие орехи, крупа.

Например, на различных этапах автоматизации звуков. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах:

Катаем грецкий орех и проговариваем:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Рама, рак, гора, нора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

Роза, роща, рот, перо.

Сжимание и перекладывание из одной руки в другую:

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

При помощи круп мы с детьми рисуем, выкладываем узоры на пластилине, на бумаге, сортируем, угадываем с закрытыми глазами, перекатываем пальцами одной руки два ореха или камушка.

Дидактические игры, направленные на формирование лексико-грамматических категорий

Варианты: «Кто где, живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания, у кого какой дом» (об экосистемах); «Живое – не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Мною были изготовлены многофункциональные пособия:

  • Дидактическая игра «Помоги ёжику». Воспитанникам очень нравиться это игра. Можно предложить разные задания:
  • для автоматизации звуков

- при работе по лексической теме.

  • Развивающий планшет «Деревенька».

Планшет наполнен различными застежками, креплениями для развития мелкой моторики.

Связная речь

Одна из задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи – развитие монологической речи. Изучение каждой лексической темы предполагает занятия по развитию связной речи.

  • описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы ( «Огурец», «Собака», «Первоцветы»)
  • описательный рассказ, построенный на сравнении разных предметов ( «Яблоко и груша», «Ель и береза», «Корова и кошка»)
  • описательный рассказ о времени года ( «Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»)
  • составление творческих рассказов по воображению ( «Кто самый сильный?», «Путешествие на Север»)
  • составление творческих рассказов из личного опыта ( «Как мы ходили за грибами», «Как мы ездили на речку»)
  • сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин ( «Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»)
  • чтение, обсуждение и игра –драматизация по сказкам.

«Планшет с зимними сказками»

Таким образом, реализация системы экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечивает их всестороннее развитие, у детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, мелкая и крупная моторика, повышается культура поведения в природе.

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 1-2. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей, — М: ТЦ Сфера, 2009
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)» СПб.: СОЮЗ, 1999.
  4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
  5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
  6. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду, — М: Мозаика- Синтез, 2015.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год