«Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Кобелева Зинаида Николаевна | |||
30.03.2022 10:11 | |||
«Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» З. Н. Кобелева –воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка «Детский сад №8 «Звёздочка» ОСП «Детский сад №1 «Василёк» «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открываясь всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире». В. Бианки Экологическое воспитание дошкольников -это воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Поэтому перед собой я поставила цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Отсюда вытекает ряд задач:
Одним из важнейших условий реализации экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, создавала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры. Поэтому процесс обучения стараемся строить так, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. Для этого подобраны тематические картинки, соответствующие времени года, картинки домашних и диких животных и многое другое. Уголок природы в группе служит местом для саморазвития детей. В уголке есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Дети учатся работать с календарём природы, определять время года, наличие ветра и осадков. Подобрана картотека экологических игр. Так же с детьми учимся ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю, протирать листья. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. Особое место в экологическом воспитании занимает экспериментирование — в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Основные же знания о природе, дети получают на занятиях. В ходе образовательной деятельности строятся на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы. Чтобы занятия для детей были более интересными, был введен герой Хранительница Природы, которая приходит к детям на занятие и от ее имени даются различные задания и ведутся беседы. Одно из самых действенных средств экологического воспитания дошкольников — игра. Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и лучше усваивают материал. Проводились игры: «Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что где растёт?». С детьми проводятся беседы на экологические темы, например, «Осень золотая», «Сьедобные и несьедобные грибы», «Поздняя осень», «Зимушка-зима», «Помоги птицам зимой» и другие, проводятся наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам. Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляли соответствующие стенды «Экологическое воспитание дошкольников», «Берегите природу». Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, принимали участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. Так же в группе проведена экологическая акция «Покормите птиц зимой» и «Экологическая сказка», в которых родители приняли непосредственное участие. В дальнейшем планируется экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылке» и создание «Экологического уголка» на территории нашего участка. В начале марта запланирован мини-проект «Огород на подоконнике». Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду. С педагогами поделилась опытом и провела консультацию на тему «Создание условий для экологического воспитания дошкольников в детском саду» и мастер-класс на тему «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Результатом такой работы стало то, что родители стали более внимательно относится к своим детям, оценили важность экологического воспитания для формирования личности ребенка и его здоровья. Они стали более активными в жизни детского сада, понимая то, что это нужно для их детей и что их участие является положительным примером для ребенка. Таким образом, работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе. Можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности. Список литературы:
|