Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Занятия по Экологии
Автор: Кобелева Зинаида Николаевна   
30.03.2022 10:11

«Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»«Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

З. Н. Кобелева –воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка «Детский сад №8 «Звёздочка» ОСП «Детский сад №1 «Василёк»

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открываясь всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире». В. Бианки

Экологическое воспитание дошкольников -это воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Поэтому перед собой я поставила цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

 

Отсюда вытекает ряд задач:

  • научить детей видеть и понимать красоту родной природы
  • научить бережно относиться ко всему живому
  • учить использовать полученные знания в повседневной жизни
  • формировать предметно-развивающую среду
  • взаимодействовать и сотрудничать с родителями по вопросам экологического воспитания детей.

Одним из важнейших условий реализации экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, создавала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры. Поэтому процесс обучения стараемся строить так, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. Для этого подобраны тематические картинки, соответствующие времени года, картинки домашних и диких животных и многое другое. Уголок природы в группе служит местом для саморазвития детей. В уголке есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Дети учатся работать с календарём природы, определять время года, наличие ветра и осадков. Подобрана картотека экологических игр.

Так же с детьми учимся ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю, протирать листья. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

Особое место в экологическом воспитании занимает экспериментирование — в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Основные же знания о природе, дети получают на занятиях. В ходе образовательной деятельности строятся на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы. Чтобы занятия для детей были более интересными, был введен герой Хранительница Природы, которая приходит к детям на занятие и от ее имени даются различные задания и ведутся беседы.

Одно из самых действенных средств экологического воспитания дошкольников — игра. Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и лучше усваивают материал.

Проводились игры: «Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что где растёт?».

С детьми проводятся беседы на экологические темы, например, «Осень золотая», «Сьедобные и несьедобные грибы», «Поздняя осень», «Зимушка-зима», «Помоги птицам зимой» и другие, проводятся наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляли соответствующие стенды «Экологическое воспитание дошкольников», «Берегите природу». Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, принимали участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада.

Так же в группе проведена экологическая акция «Покормите птиц зимой» и «Экологическая сказка», в которых родители приняли непосредственное участие.

В дальнейшем планируется экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылке» и создание «Экологического уголка» на территории нашего участка. В начале марта запланирован мини-проект «Огород на подоконнике». Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.

С педагогами поделилась опытом и провела консультацию на тему «Создание условий для экологического воспитания дошкольников в детском саду» и мастер-класс на тему «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Результатом такой работы стало то, что родители стали более внимательно относится к своим детям, оценили важность экологического воспитания для формирования личности ребенка и его здоровья. Они стали более активными в жизни детского сада, понимая то, что это нужно для их детей и что их участие является положительным примером для ребенка.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе. Можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 2002
  2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
  3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
  4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
  5. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. -Волгоград, 2007
  6. Кондратьева Н.Н. «Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год