«Эколята – юные защитники природы» |
Занятия по Экологии | |||||||||||
Автор: Гусева Надежда Николаевна Плешнева Екатерина Федоровна | |||||||||||
27.02.2022 18:15 | |||||||||||
«Эколята – юные защитники природы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г.п. Рощино» 2022 ФИО авторов:
Мы хотим, чтоб земля расцветала, ВВЕДЕНИЕ В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство формирования учебных действий дошкольников, становления всесторонне развитой личности ребенка. Педагогический проект направлен на формирование у дошкольников нравственно-этического отношения, обеспечивающего экологическую ответственность за состояние и улучшение экологической среды. Представленное исследование определяет педагогическую идею: повысить общий уровень знаний об экологии и активизировать личную позицию детей посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность и конкурсы экологической направленности. Исследовательская работа носит комплексный характер, включающий в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность. Реализация проекта предполагает постановку проблемы, поиск путей ее решения через игры, эксперименты, опыты, наблюдения, экскурсии, беседы, чтение литературы экологической направленности, продуктивную деятельность. Предлагаемые формы работы являются актуальными, т.к. обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая условия для реализации познавательной активности дошкольников. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что образование и экологическое воспитание всего населения является важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания и природопользования. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведение, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение, мнение, а так же понять и принять позицию другого. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит, и делает сам. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц — уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Одним из способов реализации экологического образования дошкольников является организация и выстраивание проектно-исследовательской деятельности детей в экологическом направлении. Проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность тем успешней идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Новизна проекта. Новизна проекта состоит в использовании нетрадиционных форм организации образовательного процесса в создании условий для погружения ребенка, родителя, педагога в экспериментально-исследовательскую деятельность, через сетевое взаимодействие с организациями Рощинского городского поселения Выборгского района. Умение приобретать новые знания и применять их для решения жизненно важных проблем, через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Участие во всероссийском природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-дошколята». Проблема: Формирование экологического сознания детей. Отсутствие интереса к наблюдению в природе и исследовательской деятельности. Цель: Приобщение детей к экологическому воспитанию через проектно-исследовательскую деятельность посредством взаимодействия всех участников проекта. Задачи: Образовательные
Развивающие
Воспитательные:
Гипотеза: проектно-экспериментально исследовательская деятельность позволит самостоятельно систематизировать полученные знания, применяя их в практической деятельности. Тип проекта: Познавательно — исследовательский Продолжительность проекта Проект является долгосрочным Участники проекта Непосредственными участниками проекта являются:
Доминирующая в проекте деятельность познавательная, исследовательская, эксперементально-опытная. Интеграция областей познавательная, социально — коммуникативная, художественно-эстетическая, речевое развитие, физическое развитие. Ожидаемые результаты В результате реализации исследовательского проекта будут найдены наиболее эффективные формы и методы работы в совместной деятельности с детьми по экологическому воспитанию, через экспериментально-исследовательскую деятельность. Воспитанники детского сада будут активными участниками во всероссийском природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Формы организации работы: Словесный: беседы, чтение, рассказы Наглядный: наблюдение, просмотр мультфильмов, обучающих видеороликов; Практический: моделирование, опыты и эксперименты, экологические игры и праздники, обмен опытом с детьми МБДОУ, экскурсии. Непрерывная образовательная деятельность, самостоятельная образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность родителей, детей и педагогов. Методы исследования: Теоретический: анализ научной литературы, обобщение; Практический: анкетирование, наблюдение, диагностика, отбор педагогических технологий для достижения цели исследования. Продукт проекта: Конечным продуктом проекта является создание «Красной книги» — «Животный мир родного края», оформленной дошкольниками, родителями и педагогами. Создание групповых центров развития для экспериментирования и занятий в самостоятельной исследовательской деятельности. Практическая значимость проекта: Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей. Риски Запрет на массовые мероприятия во время карантинных мероприятий, риск заражения коронавирусной инфекцией КОВИД -19. Сущность опыта Экспериментально-исследовальская деятельность дошкольников, её формы и методы занимают важное место в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста. В период работы над проектом мы выделили несколько основных направлений образовательной деятельности как элементы системы и составили педагогический паспорт проекта. Транслируемость Внедрение опыта по экспериментально исследовательской деятельности в экологическом воспитании может быть реализована каждым педагогом при наличии теоретической подготовки в плане интеграции воспитательных и образовательных технологий, организации досуговой поисковой деятельности и при желании педагога работать интересно, по новому. После проведения всех мероприятий в рамках нашего проекта мы публикуем статьи, отчеты, фото на следующих информационных площадках:
Этапы реализации проекта:
Перспективы - создание методической базы; - представление работы в конкурсном движении исследовательской деятельности; - осуществление преемственности МБДОУ «Детский сад г.п. Рощино » с МБОУ «Рощинский ЦО» для, создания прохождения успешной адаптации детей в рамках природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. - создание условий для успешной адаптации воспитанников к школе в рамках перехода от «Эколята - дошколята» к следующему этапу «Эколята» - преемственность дошкольного и начального образования. В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: Дети стали понимать, для чего нужно сортировать мусор, как это важно для экологии и для будущей жизни. Вывод Проектно-исследовательская деятельность— один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.
|