Методическая разработка экологического центра для детей дошкольного возраста 2-7 лет «Эколята – молодые защитники природы» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Зотова Светлана Анатольевна | |||
14.01.2022 11:17 | |||
Методическая разработка экологического центра для детей дошкольного возраста 2-7 лет «Эколята – молодые защитники природы» Подготовила воспитатель: Зотова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский cад № 1 «Родничок» с. Горнозаводск 2021г «Мир такой волшебный и огромный, Пояснительная записка: В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества, чувства.
Актуальность Экологическая проблема в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить. Чтобы дети понимали свою неотрывность от природы, важно его окружить ею, поэтому в своей группе был создан уголок природы. Уголок как форма организации образовательной деятельности во многом помогает углубить и обобщить знания на заданную тему, это отличный способ закрепить и уточнить пройденный материал. Благодаря центру дети поймут неразрывную связь человека и природы, ее ценности для человека. Цель создания центра природы «Эколята дошколята»: способствовать развитию ребенка в целом Задачи центра природы «Эколята дошколята»
Центр органично вписывается в интерьер группы и является украшением групповой комнаты. Подбор и размещение объектов в уголке природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в дошкольных группах Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13 п.6. 11. Центр природы выполняет просветительскую и информационную функцию — это место систематического наблюдения и труда, где дети проявляют самостоятельность и активность. Центр природы «Эколята –дошколята» выполняет такие функции как:
Для достижения своей цели, создала центр «Эколята-дошколята» который оформлен в экологическом направление, для наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Уголок является просветительской, игровой и обучающей зоной. В нем вы встретите сказочных героев — защитников природы: Тихоню, Умницу, Елочку и Шалуна, они знакомят детей с первозданным миром природы, который нужно любить, беречь и оберегать. В центре уголка имеется логотип, девиз, клятва и эмблема. Уголок природы находится в хорошо освещенном мести. Уголок имеет четыре экологических функциональных зон. За содержание каждой отдельной зоны отвечает один из сказочных героев Эколят. Они берегут лес и его жителей. Эколята помогают прикоснуться к миру природы, познать ее тайны и стать ее верными друзьями и защитниками. В нем удобно размещены природные объекты для ухода и наблюдений. В уголке природы находятся: различный природный материал, мини-лаборатория, инвентарь для ухода за растениями, мини-огород, энциклопедии, художественная литература, альбомы, дидактические игры. При входе в нашу группа Вас встретит скромный, доброжелательный и тихий Тихоня, который поведает вам о разнообразии растительного и животного мира, напомнит о правилах поведения в лесу, на природе и бережного отношения к ней. Поиграет в игры «Найди самую большую и маленькую шишку» и закрепить знания по ФЭМП (величина, количество, ориентация в пространстве, счет; цвет). Научит придумывать и рассказывать сказки, истории, рассказы; составлять и заучивать стихи по мнемосхемам, поиграет в словесные игры «Съедобное –несъедобное»; «Опасно-безопасно»; «Найди домик»; «Кто, как говорит». Через изо деятельности научит рисовать предметные и сюжетные картинки и рисунки (елочка – лес; пчела-улий; цветок-букет); лепить ягоды и грибы (съедобные и несъедобные), шишки (большие и маленькие), червячков, зернышки, угощение для лесных обитателей. Поиграет в подвижные и малоподвижные игры с участием сказочных героев эколятами –защитниками природы; ( «Собери шишки на полянке»; «Поймай пчелу», «Солнышко и дождик» и т.д). У Тихони есть помощница Сова, которая сидит на еловой лапе смотрит во все стороны и наблюдает за порядком в группе. Далее вы увидите красивую Рябину, всю усыпанную гроздьями ягод, под которой игриво Вас встречает веселая и общительная Елочка и любознательный Шалун. Елочка познакомит вас с разновидностью растительного мира (цветы; ягоды); зеленой аптекой и лекарственными травами; предложит выучить экологические песни, стихами, пословицами и поговорками, в которых дети узнают о наших братьях меньших: птицах, насекомых и т.д. Расскажет об огромной роли в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе, их изменений, научит устанавливать, сравнивать и сопоставлять их причину и временную взаимосвязь. А Шалун расскажет вам что-то новое, неизвестное и с удовольствием поиграет в экологические — дидактические игры: «Какой птицы не стало», «Собери птичью семью», «Береги природу», «Четвертый лишний», «Чьи детки на ветки», которые уточнят знание о правилах поведения в природе. Загадает загадки на экологическую тематику. Шалун через Красную книгу призывает людей задуматься о сохранении редких и исчезающих видов животных и растений Сахалинской области и знакомит с некоторыми из них. В дали вы услышите пение птиц (ИКТ), которое вас приведет к белоствольной березе, под которой вас с радостью повстречает красавица Умница и расскажет познавательные истории о редких животных и растений. Познакомит с детской литературой, в которой поэтапно показано в ярких иллюстрациях разнообразия великого растительного и животного мира. Предложит полюбоваться экологическими альбомами и книгами: «Живая книжка»; «Рост и развитие растений»; «Экологические загадки»; «Экологические сказки для детей»; «В царстве грибов» (съедобные и несъедобные); «Лесные ягоды»; «Сахалинские обитатели»; «Морские обитатели Сахалина»; «Растительный мир родного края»; «Лесные жители и насекомые Сахалина»; «так же найдете картотеки экологических игр и настольных дидактических игр». Умница заведует мини-экологической лабораторией под руководством воспитателя, они помогают детям ставить опыты и эксперименты. В лаборатории имеются: лупы, микроскоп, перчатки, фартуки, инвентарь для ухода за цветами. В лаборатории можно найти природный и бросовый материал (желуди, морские камни, ракушки; гербарий и веточки деревьев; шишки; бобы), так же имеется корм для птиц (крупа, пшено, овес). В свободное время Умница с воспитателем с удовольствием изготавливают поделки и экспериментируют из этих материалов. Что не следует делать в лесу Умница покажет и расскажет с помощью запрещенных знаков (муравейники и гнезда нельзя разорять; громко слушать музыку и кричать в лесу; бросать мусор; ломать ветки). Имеется грядка с клубникой, саженцы цветов бархатцев. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с этапами роста и развития растений, закрепляют знание об их строении и способах ухода за ними и фиксируют в альбоме для мнемосхем. Дети ухаживают за цветами поливают, брызгают листочки. В каменном саду, который дети с удовольствием выполняют разные постройки по образцу и без. Каменный сад помогает детям стать сосредоточенным, внимательным, аккуратным, спокойным, усидчивым. Это все формирует у детей бережное отношение к живой и неживой природе, развиваются трудовые навыки. Умница любит играть в театрализованные игры и с радостью предложит примерить детей на себя сказочных героев (Умница, Шалун, Тихоня, Елочка) К дополнению нашего уголка, имеется мягкие и резиновые игрушки, макет земли (глобус), с которыми дети с удовольствие придумывают и обыгрывают разные сюжеты. Экологический уголок «Эколята-дошколята» позволяет дошколятам вырасти настоящими защитниками природы, которые будут бережно относится к окружающему миру. Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю Всякую гадость! И даст вам природа Здоровье и радость!
|