Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Долгосрочный проект «Капелька за капелькой»
Занятия по Экологии
Автор: Бажутина Анастасия Владимировна   
20.11.2021 15:58

Долгосрочный проект «Капелька за капелькой»Долгосрочный проект «Капелька за капелькой»

Разработала: Бажутина Анастасия Владимировна МАДОУ «Детский сад №56 комбинированного вида»

Проблемы природных экосистем: вода, воздух, лес, почвы, животные и растения

Экологическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилось не только наша жизнь, но и мы сами, наша природа. Еще в недалеком прошлом считалось, что природа является неисчерпаемым источником богатства, что сила человеческого ума проявляется в особенности присваивать это богатство в как можно большем объеме и как можно более эффективно. Однако это положение считается уже устаревшим.

В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой, природа имеет не только ограниченные ресурсы, но и в самой природе происходят нарушения экологического равновесия, которые происходят в таких масштабах, что могут поставить и ставят угрозу «Экологического порядка на планете Земля, которая является колыбелью человеческой цивилизации». (Данило Ш. Моркович)

 Скачать конспект

Поэтому, начиная работу уже с детьми раннего возраста, мы должны заложить основы экологического создания, тем самым воспитать поколение, способное бережно относиться к природе, рационально использовать ее ресурсы, вести деятельность не во вред себе и природе.

Проект: «Капелька за Капелькой»

Вид проекта: Групповой, исследовательско -творческий.

Участники проекта: Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность темы:

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

С первых дней жизни природа воздействует на ребенка своим разнообразием. Предметы природы различны по цвету, форме, структуре, на вкус, в ней столько разнообразных звуков. Воздействие природы на ребенка происходит и стихийно и при организованном обучении и воспитании. Постоянное общение с природой повышает остроту зрения, точность цветоощущения, развивает слух ребенка.

Педагоги и психологи считают, что старший дошкольник способен усваивать и элементарные теоретические знания, для чего необходим определенный уровень развития логического мышления.

И основа тут как тут природа. В ней все логично, все взаимосвязано. Поэтому важно учить детей не только познавать отдельные природоведческие факты и события, но и устанавливать между ними связи и зависимости.

Если мы не научим ребенка любить свою природу, кому она будет нужна?

Судьба природы в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, но крайней мере не разумно. Природа такова, какой мы ее сами сделаем.

Поэтому, в работе с детьми, мы должны решать основные задачи экологического воспитания дошкольников.

Задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к природе родного края.
  2. Воспитание любви и уважения к своей Родной России, к природе.
  3. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
  4. Воспитание у детей любви к природе желание беречь и защитить ее.

Цель проекта:

Дать детям представление о воде, и свойствах (прозрачность, текучесть, три состояния: жидкое, пар, лед). Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас. Способствовать воспитанию интереса к родной природе, желание охранять ее.

Гипотеза:

Экологическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с миром природы и окружающем.

Использование метода проектирования в работе с детьми способствует совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности детей, направленной на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного экологического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, а любовь к природе слаборазвитым.

Предлагаемый результат:

Дети должны знать и называть.

  1. Должны знать водные ресурсы природы России.
  2. Должны научиться любоваться природой, бережно относится к ней.
  3. Дети должны научится анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия на объекты природы.
  4. У детей должно быть представление о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, представления об использовании факторов природной среды для укрепления здоровья.
  5. Конкретные представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды – воду, для удовлетворения своих потребностей. (например воду очищает, использует для приготовления пищи, нововведения чистоты, приведения себя в порядок, тушения пожара).

Презентация проекта.

Оформление творческого пакета (портфолио). Представление проекта для детей подготовительной и старшей группы. Дальнейшее использование собранного материала в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Основные направления реализации проекта:

1. Разработать и провести циклы занятий.

Ознакомление с окружающим миром

«Вода в жизни человека».

«Свойства воды».

«Круговорот воды в природе».

Чтение художественной литературы

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

«Живая вода» (сказка народов Сибири)

Чтение сказки «Жила – была река»

Чтение рассказа «Как люди речку обидели»

Заучивание отрывков из стихов Пушкина Е. Баратынского, Т.А. Шорыгина.

«Два ручья»(сказка Шорцев)

Развитие речи

«Веселое путешествие на Остров Грамматики».

Творческая деятельность.

Лепка «Морское царство».

Аппликация «Золотые рыбки».

Коллективная работа агитационный плакат «Берегите воду!».

Рисование букетов «Рыбы должны жить в чистых водоемах».

Экскурсии с детьми.

Экскурсии на водоемы. Экскурсия на водозабор. Прогулки и наблюдения выпадающих осадков.

2. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей родителей.

  1. Проведение развлечения в детском саду. Инсценирование сказки «Про Капельку». Проведение праздников по народному календарю.
  2. Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей: «Славься край сибирский великой рекою».
  3. Акция: «Берегите воду» (изготовление и расклеивание планов берегите воду).
  4. Оснащение предметно — развивающей среды группы детского сада.

Изготовление дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Подбор иллюстративного наглядного материала о водоемах сибирского региона.

Подготовительный этап.

Подобрать детскую и методическую литературу, картины, иллюстрации.

Подготовить дидактические игры. Материалы для экспериментальной деятельности детей.

Реализация проекта.

Занятия познавательного цикла

Ознакомление с окружающим «Вода в жизни человека».

Программное содержание.

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:

  • вода – источник жизни

- вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения здоровья человека.

Побуждать детей ценить и беречь воду. Развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь.

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение сказки «Два ручья» (сказка народов шорцев).

Программное содержание:

познакомить детей с новым художественным произведением. Поощрять попытки детей задавать вопросы. Расширять представления детей о значении воды в жизни человека. Подвести к пониманию алгоритм, содержащийся в сказке.

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» (дополнительная литература).

Чтение сказки Рыжова «Жила- была речка».

Программное содержание

Познакомить детей с новым художественным произведением.

Учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. Учить детей видеть красоту слова при описании природы.

Пересказ сказки народов Сибири «Живая вода»:

Чтение и заучивание стихотворения Т.А. Шорыгина «Ключевая вода»

Программное содержание

Помочь осмыслить содержание стихотворения, вызвать у детей чувство доброты и бережного отношения к воде. Продолжать формирование связной речи Учить детей подбирать нужные по смыслу слова, учить правильно произносить звуки.

Творческая деятельность детей.

Рисование «Рыбы должны жить в чистых водоемах».

Программное содержание:

формировать умение отражать в рисунке свои впечатления. Развивать чувство композиции, составляя рисунок из отдельных частей и дополняя необходимыми деталями. Способствовать передачи в красках понятия «чистая вода».

Аппликация «Золотые рыбки».

Программное содержание:

Знакомить детей со строением рыб. Закреплять знания детей о местах обитания, разнообразии видов рыб. Развивать творческие способности детей.

Плакат и букеты «Берегите воду!»

Программное содержание

учить детей коллективному творчеству, закрепить умение вырезать. Воспитывать эстетические и гуманные чувства.

Опытническая работа.

«Вода не имеет формы».

«Вода жидкая, может течь».

«Вода прозрачная».

«У воды нет вкуса».

«У воды нет запаха».

«Лед твердая вода».

«Пар это тоже вода»

Программное содержание:

познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Показать разнообразие состояние воды в окружающей среде.

Прогулки

Цикл наблюдений за водой на улице (дождь, лужи, снег).

Экскурсия к водоему.

Программное содержание:

Дать детям представление о состоянии водоема осенью. Научить сравнивать состояние водоема осенью и летом. Учить детей любоваться красотой природы.

Участие родителей.

Акция «Берегите воду!» изготовление и раскрашивание плакатов.

Составление совместно с детьми сказок, рассказов, стихов про воду.

Подведение итогов.

Выставка детских работ и поделок «Славься край сибирский великой рекою».

Развлечение «Праздник волшебной воды». Инсценирование сказки «Про Капельку».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год