Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами дидактических игр. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Бабынина Татьяна Николаевна Красноутская Светлана Петровна Мороз Екатерина Александровна | |||
14.07.2021 11:06 | |||
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами дидактических игр. Экологическое образование подрастающего поколения, формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и грамотности — одна из актуальных проблем современности. На сегодняшний же день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическое мировоззрение и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные знания.
Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способных осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой. Дошкольное детство — это период игры. Одним из средств формирования у детей знаний в области природы является дидактическая игра. Именно в дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Играя, ребенок учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе. Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема экологического воспитания дошкольников является актуальной в настоящее время. Задачи каждой отдельно взятой дидактической игры вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта и образовательных программ. Педагог в течение учебного года проводит разноплановые обучающие игры, чтобы обеспечить повторение и закрепление знаний обо всех явлениях и объектах природы, доступных пониманию ребёнка. Таким образом, выполняется весь объём образовательных, развивающих и воспитательных задач. Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно — образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнить определенные требования к данным играм: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Игры с предметами – это игры с использованием игрушек и реальных предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются. Если в младшей группе даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, в средней группе игры усложняются и используются такие предметы, в которых разница менее заметна. В играх с предметами, выполняются задания, требующие сознательного запоминания нахождения отсутствующего предмета, расположения и количества. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, выкладывать узоры из разнообразных форм. В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом (листья, семена растений, разнообразные цветы, фрукты, овощи, камушки, ракушки) «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «От какого дерева лист», «Кто скорее выложит узор из разных листиков», «Собери букет из осенних листьев». В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природе, формируются мыслительные процессы и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. В одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно — образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста — определять предмет на ощупь, а дети старшего возраста не только – определять предмет на ощупь, но и составить рассказ о данном предмете. Настольно — печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки ( «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок», «Собери картинку», «Птичий двор», «Кто живёт в пруду». В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Среди дидактических игр преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Времена года». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Фрукты», «Цветы», «Ягоды». Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Для детей 4-7 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», и т.д. Таким образом, дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально — ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
|