Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий сказки «Сказка о загадочном растении на болоте» для детей подготовительной группы
Занятия по Экологии
Автор: Островская Светлана Николаевна Фролкина Раиса Яковлевна   
27.05.2021 21:25

Сценарий сказки «Сказка о загадочном растении на болоте» для детей подготовительной группыСценарий сказки «Сказка о загадочном растении на болоте» для детей подготовительной группы

  • Островская Светлана Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ Школа №962, г. Москва
  • Фролкина Раиса Яковлевна воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ Школа №962, г. Москва

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать» М. Пришвин

Потребительское отношение к природе наносит большой вред и природе, и человеку.

Научить грамотно взаимодействовать с природой, знать и осознавать законы природы, а также понимать взаимосвязь в природных сообществах – главная задача для подрастающего поколения, и мы –взрослые, должны донести эти знания до наших детей.

Формирование целостной картины мира — это изучение предметов естественнонаучного цикла, которые не могут быть изолированы друг от друга. Природа – это органическое единство всех компонентов. Окружающий нас мир конвергентен по своей сути.

 

Как разобраться маленькому дошкольнику, как рассказать ему о взаимосвязи в природных сообществах, как показать, что окружающий нас мир конвергентен?

Знакомя детей с природными запасниками воды России, мы открыли для наших воспитанников, будущих первоклассников, удивительное растение, заслуживающее определенного внимания, интересного и важного обитателя болот – это мох сфагнум. И пошли путем от простого к сложному, от неизвестного к удивительному, методом наблюдения, изучения, экспериментирования, проведением опытов, поиском информации.

Изучение сфагнума рассматривалось с разных научных позиций, помощниками были в этом — науки, о которых наши воспитанники узнают более подробно, обучаясь в школе. Наша задача заключалась в том, чтобы наши дошкольники подходили к изучению различных явлений и предметов с разных позиций, как с научной точки зрения, так и практической. Параллельно решалась задача — знакомство детей с будущими предметами в школе. Мы пытались показать и доказать огромную значимость изучения разных наук, как с помощью полученных научных знаний можно раскрыть на первый взгляд в простых предметах их удивительные свойства, строение, значимость для окружающего пространства.

Такие школьные предметы, как география, помогает узнать – почему растение — мох сфагнум произрастает именно в этом месте, а не в другом; биология — почему мох сфагнум всасывает воду, что ему в этом помогает; химия – какой химический элемент в этом растении способствует дезинфекции и воды, и очищению воздуха вокруг себя; как мох сфагнум фильтрует воду, а так же использовать эти знания в жизни.

Одно растение, а сколько помощников – наук помогало нам его изучать!

С нашими воспитанниками мы проследили некую цепочку взаимосвязей, что обеспечивает восприятие мира во всем многообразии и одновременно целостности и единстве, ответственности за его хрупкое равновесие и сохранность перед настоящими и будущими поколениями.

В процессе изучения представителя болот – мха сфагнума, наши воспитанники изменили свое мнение об этом растении и проговаривали его название торжественно и с уважением. Вот тут – то и возникло желание оживить мох Сфагнум, и появилась идея создать сказку — спектакль.

Началось бурное обсуждение сценария, дети предлагали героев к сказке, их действия, представляли, как герои будут выглядеть, как будут двигаться и о чем будут разговаривать между собой. И было принято решение приступить к сочинению сказки в стихотворной форме.

Почему сказка в стихах? Да потому что это интересно, энергично, да и процесс запоминания — тренировка памяти у детей — это тоже учение. А вовремя вступить в диалог? А произнести с выплеском эмоций свою роль — выразительность? Все это — театр, а дети — актеры. Дети нашей группы с большим воодушевлением приступили к подготовке задуманного.

Спустя некоторое время сказка в стихах была готова, где все предложения и идеи детей были воплощены. Распределились роли, приступили к заучиванию стихотворного текста, подготовке костюмов, декораций, подбор музыки и созданию танцевальных движений: все это сплотило детский коллектив, зажгло одной яркой идеей, но и родители не остались в стороне. Огромная помощь в подготовке декораций, костюмов, организационных моментов ускорило и воплотило наш спектакль в жизнь.

Сказка начинается с проблемной ситуации, где главный герой мальчик Ваня пытается разгадать загадку, которую ему загадали в детском саду — что можно использовать вместо пластыря, бинта и ваты? За советом он отправляется в лес и ищет помощников в решении этой загадки, обращаясь к растениям леса. В этой сказке дети закрепляют не только названия лекарственных растений леса, место произрастания, но и их свойства: подорожник – лекарственное растение, помогает заживлять раны, такие ягоды, как черника, брусника растут на болотистых местах рядом со мхом, а ягода клюква растет именно на созданных мхом сфагнумом местах – вот оно сообщество в природе. Мох сфагнум не только живет на болоте, но и создает его, расширяя свое пространство.

Один из героев сказки — Мох Сфагнум рассказывает мальчику Ване о необычных своих свойствах, которые помогли разгадать разные ученые с помощью наук, а также возможность применять эти свойства мха сфагнума в жизни.

Тонкой нитью проходит по всей сказке главная мысль о том, что нужно не только изучать мир вокруг себя, использовать (применять) эти знания, но и бережно относиться ко всему живому на Земле. И мох сфагнум дает напутствие мальчику Ване – «изучай меня, Ванюша.», т.к. процесс изучения бесконечен.

Наши воспитанники научились правильно отвечать на поставленные вопросы, решать проблемные ситуации и делать выводы, научились замечать определенные закономерности и выделять существенные признаки. Так в сказке мальчик Ваня делает выводы о том, что болото, как источник пресной воды, необходимо беречь. И благодаря полученным знаниям об удивительном растении, которое заселяет болото – мох сфагнум, мальчик Ваня смог разгадать загадку.

Предлагаем Вашему вниманию сценарий сказки, которую мы подготовили в рамках знакомства с природными запасниками пресной воды.

Цель: Создание условий для развития творческих способностей, посредствам театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: — развивать артистичность, эмоциональную выразительность;

  • умение передавать эмоции и чувства через мимику, жесты и интонацию; — развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации, создавая яркий образ героя

- развивать речь, правильную артикуляцию, обогащая словарный запас; вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

«Сказка о загадочном растении на болоте»

Сказка в одно действие, трех картинах.

Действующие лица – дети.

Ведущий

Мальчик Ваня.

Мох Сфагнум.

Подорожник.

Мать –и- мачеха.

Крапива.

Клюква.

Черника.

Три Лягушонка

Звучит музыка [10] – приглашение просмотру спектакля. Ведущий выходит и обращается к зрителям.

Ведущий (ребенок).

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери постучится –

Скажем гостье: «Заходи». [5]

Картина первая

Звучит музыка [2]. Действие происходит на лесной полянке. По тропинке идет мальчик Ваня и его встречают Растения. Ваня в руках держит баночку йода, вату, бинт, пластырь. Он озадачен.

Мальчик Ваня: (рассуждая вслух, обращается к Растениям).

Загадали мне загадку

Не могу ее решить

И какое же растение

Может рану излечить?

Вместо йода, вместо ваты

Вместо пластыря, бинта.

Подскажите мне, Растения,

Как загадку разгадать.

Звучит музыка [11]. Вокруг Вани собираются Лекарственные Растения и танцуют: Подорожник, Мать-и-мачеха, Крапива.

Подорожник (ребенок).

Я помог, тебе б, конечно,

У дорожки я расту

И своею добротою

Рану тоже излечу,

Но помощник в этом деле

Есть сильнее и важней

И водой дает напиться

И излечит раны всем.

Мать-и- мачеха (ребенок).

А найдешь его повсюду,

Ты подальше в лес иди.

Там, где влажно, у болота

И в низинках поищи.

Крапива (ребенок).

Стоит только появиться

На опушечке лесной

Разрастаясь, зеленея,

Покрывает все ковром.

Он дает растениям влагу,

Даже ягодам лесным.

И морошка, и брусника,

Клюква очень дружат с ним.

Подорожник (ребенок).

Он болтливый, все расскажет

О строении листа.

И как воду поглощает,

Как станция насосная.

Дети – Растения (хором, обращаясь к Ване).

Ну, ступай, иди смелей,

Познакомься поскорей! Звучит музыка [2]. Ваня уходит. Занавес закрывается.

Картина вторая

На сцене меняются декорации. Открывается занавес. Декорация заболоченного леса (плоскостные деревья, болотные кочки, камыш).

Звучит музыка леса [4].

Мальчик Ваня идет в лес между деревьями и кустами, приближается к заболоченным местам. Вокруг болотные кочки, мох, прыгают и квакают лягушки [9].

Ваня оглядывается по сторонам и увидел в «болоте» танцующих лягушек, наблюдает за ними.

Танец лягушек под музыку [12]. По окончанию музыки Лягушки прячутся за кочками.

Мальчик Ваня (неуверенно, медленно идет, проваливаясь в мягкий мох, отмахивается от комаров. Звучит Музыка жужжание комаров [3].

Что-то под ногами мягко,

Словно по ковру иду.

И нога моя промокла,

Знать сейчас я утону.

Звучит таинственная музыка [7]. В глубине болота слышится чей-то голос, но никого не видно. Мох Сфагнум (ребенок) находится под большой кочкой, его не видно.

Мох Сфагнум (голос звучит таинственно, эхо).

Здравствуй, Ваня!

Что ты ищешь?

Мальчик Ваня (оглядывается, испуганно пожимает плечами, но никого не видит).

С кем сейчас я говорю? (дрожащим голосом).

Звучит музыка [8]. Мох Сфагнум (ребенок) «вырастает».

На сцене из-за болотной кочки вырастает мох сфагнум (ребенок). Вокруг «квакают» и прыгают Лягушки (дети).

Мох Сфагнум (важно и таинственно).

С самым главным из растений

В заболоченном краю.

Я представлюсь для тебя,

Сфагнумом зовут меня (кланяется).

Если что-нибудь случится

Люди сразу к нам идут

Мхом, конечно же лечиться,

Чем смогу, я помогу.

Мальчик Ваня (удивленно, подходит к Сфагнуму (ребенку) и показывает ему бутылочку йода, вату и бинт).

Чем же можешь ты помочь?

Нет ни йода, ни бинта.

Дезинфекция, какая

Есть у тонкого листа?

Мох Сфагнум (важно).

Посмотри, какой я стройный

Я расту макушкой вверх.

Заколдованное царство

В клетках листьев есть секрет.

(Лягушки (дети) «квакают», показывают картинку – строение листа мха сфагнума).

Первая Лягушка ( «квакая», приближается в Ване).

К нам ученые приходят,

Микроскоп берут с собой.

Раскрывают тайну клетки.

Мох Сфагнум (с гордостью).

Ух, доволен я собой!

Изучал Биолог клетку

И сказал, что губка – я,

Вторая Лягушка ( «квакая»).

Потому, что гигроскопичность-

Это свойство Сфагнума.

Мох Сфагнум (объясняет с важностью и держит в руках влажный мох).

Поглощать побольше влаги

Клетки любят у меня.

А вода вкусней и чище,

Если отожмешь меня.

(Показывает, как можно отжать воду из влажного мха сфагнума).

Химик много рассказал мне,

Что загнить я не смогу.

Третья Лягушка.

Антисептик обнаружил-

Карболовую кислоту.

(Лягушки (дети) показывают на картинке химическую формулу карболовой кислоты).

Вторая Лягушка ( «квакает»).

Убивает все микробы

Карболовая кислота.

Лечит раны и порезы.

Мох Сфагнум (важно).

Антисептик – вот кто я.

На сцене под музыку [6] появляются Ягоды: Клюква, Черника, Брусника (дети). Исполняется танец Ягод.

Клюква (ребенок).

Вместо пластыря на рану

Сфагнум лист, ты, положи.

Кровь и гной в себя впитает,

Обезвредит, излечит.

Брусника (ребенок).

Применяют в медицине,

В цветоводстве и в быту.

Мох Сфагнум.

Утепляют мною стены

И используют в саду.

Черника (ребенок) о Сфагнуме.

Добавляют даже в тесто

Булки из него пекут

И надолго сохранятся,

Не черствеют, не гниют.

Мох Сфагнум.

А еще питаю реки и озера, и ручьи.

Пропаду я… (Мох Сфагнум (ребенок) качает головой).

Клюква (ребенок). (Переживая).

Ох, беда всем…

Ягоды-дети (хором).

Пересохнут все ключи.

Мох Сфагнум.

Газ, который выдыхаешь,

Поглощаю смело я.

Насыщаю кислородом

Все пространство вкруг себя.

Ну, беги домой, Ванюша.

Да на мох не наступай.

И не все тебе я тайны

Про себя я рассказал

Изучай меня, Ванюша

И пространство, где живу.

А помощники науки

Знания тебе дадут. Занавес закрывается.

Картина третья.

Меняются декорации. Звучит музыка [2. ] На сцене — дорожка, ведущая из леса, в дали виден детский сад. Ваня выходит на тропинку. Его встречают Лекарственные Растения, подходят к нему.

Мальчик Ваня (радостно, обращаясь к Лекарственным Растениям).

Побегу скорее в садик

И ребятам расскажу.

Что беречь болото надо

Это наши «легкие».

И излечит, и накормит,

И воды дает попить.

Дезинфектор, антисептик

И фильтратор для воды.

Мальчик Ваня (важно, с уверенностью. В руках держит пузырек йода и вату. Показывает Растениям).

Вот теперь я точно знаю,

Что заменит йод и вату!

Звучит музыка [13]. Ваня, прощаясь, убегает.

Занавес закрывается.

Литература.

  1. Островская С.Н. Сказка о Сфагнуме. //Литературная столица – 2020 — №5 (46) – с.25-29.
  2. Зажигательная музыка для детского сольного танца. Детская музыка для фона без слов. [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //zvukipro. com/music/836-detskaja-muzyka-dlja-fona-bez-slov. html (дата обращения 11. 02. 2021).
  3. Звук жужжания комара над болотом [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //zvukogram. com/category/zvuki-komara/ (дата обращения 11. 02. 2021).
  4. Звуки птиц в лесу [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //zvukipro. com/priroda/90-zvuki-zhivogo-lesa. html (дата обращения 11. 02. 2021).
  5. В мире много сказок [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=в%20мире%20много%20сказок&lr=213&pos=11&img_url=https%3A%2F%2Fcf. ppt-online. org%2Ffiles1%2Fslide%2F5%2F5zW7je38sETitX4FDQISylJ6dnVvHNBaOb1RCxgquh%2Fslide-12. jpg&rpt=simage (дата обращения 11. 02. 2021).
  6. Минусовка песни Ягодная поляна. Песни для детского сада — Чудесенка [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //chudesenka. ru/1447-yagodnaya-polyana. html (дата обращения 10. 02. 2021).
  7. Мистическая музыка для детей [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //zvukipro. com/music/1102-misticheskaja-muzyka-bez-slov-dlja-fona. html 10 02 2021 (дата обращения 10. 02. 2021).
  8. Музыка для мистического момента в фильме [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //zvukipro. com/music/1102-misticheskaja-muzyka-bez-slov-dlja-fona. html 10 02 2021 (дата обращения 10. 02. 2021).
  9. Музыка Кваканье лягушек для спектакля Буратино [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //lightaudio. ru/mp3/кваканье%20лягушки (дата обращения 10. 02. 2021).
  10. Музыка Начало сказки [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //inkompmusic. ru/? song=НАЧАЛО+СКАЗКИ+–+Hedwig+s+theme+%28Harry+Potter+%26+sorcerer+s+stone%29 (дата обращения 10. 02. 2021).
  11. Музыка Юные мечты [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //zvukipro. com/music/1160-fonovaja-muzyka-dlja-skazok. html (дата обращения 11. 02. 2021).
  12. Песня Танец лягушат ресурс в режиме доступа [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //drive. gybka. com/song/184422377/Tanec_lyagushat_-_Kva-Kva/ (дата обращения 10. 02. 2021).
  13. Понарошку. На одной лесной полянке [Электронный ресурс] /Режим доступа: https: //rus. goodmp3. ru/download/wait (дата обращения 10. 02. 2021).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год