Социально-образовательный экологический проект «На чистой планете счастливы дети!»
Автор: Скрипченко Наталья Викторовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад села Алаторка»
Девиз проекта “Наш дом – Земля, зеленая планета – Наш долг, друзья, сберечь всё это! ”
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тема: социально-образовательный экологический проект «На чистой планете счастливы дети!» для реализации в группах старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы
Актуальность выбранной темы несомненна: экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и самой жизни человека. Без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы в нашем селе и на Земле в целом, невозможно представить дальнейшее существование человечества.
Скачать конспект
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Экологический проект — универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Проблема: низкий уровень экологической культуры дошкольников; отсутствие уважения к окружающей среде своего села, района, страны.
Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
- Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- Формировать умение в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
- Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
Участники проекта: воспитанники старших и подготовительных групп, их родители, педагоги.
Тип проекта: информационно — исследовательский, социально — значимый
По продолжительности реализации: долгосрочный (сентябрь — июнь).
Формы реализации проекта:
- Совместная деятельность воспитанников и взрослых (педагогов, родителей).
- Исследовательская и проектная деятельность.
- Участие в различных акциях, конкурсах экологической направленности.
- Продуктивная деятельность.
Условия реализации:
- Включенность в реализацию мероприятий проекта детей и взрослых.
- Личностная заинтересованность всех участников проекта в решении проблемы.
- Творческий подход к реализации проекта с целью оптимизации взаимодействия всех участников.
Критерии эффективности проекта:
- Актуальность проблемы.
- Реализуемость и жизнеспособность проекта.
- Посильность задач для участников проекта.
- Уровень активности участников проекта в его реализации.
- Широта охвата проектом воспитанников, педагогов, родителей.
Методы изучения результативности:
- Фото- и видеоматериалы о ходе реализации проекта.
- Наблюдение, анкетирование.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Для воспитанников: привитие детям экологической культуры; ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности в приобретении новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
Для педагогов: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Аналитический
План поэтапной реализации проекта
Первый этап
- Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
- Диагностика уровня экологической культуры воспитанников.
Второй этап
- Определение этапов и сроков реализации проекта;
- Разработка тематического планирования;
- Планирование совместной деятельности при проведении организованной образовательной деятельности и в режимных моментах с учетом экологической направленности.
Третий этап
- Практический выход
- Повторная диагностика уровня экологической культуры воспитанников
- Анализ результативности проекта. Вывод.
Содержание проекта
Подготовительный этап
- Изучение литературных источников, опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
- Составление перспективного плана работы над проектом «На чистой планете счастливы дети!»;
- Диагностика уровня экологической культуры воспитанников;
- Систематизация и оформление дидактических материалов, подбор детской литературы в соответствии с планом проекта;
- Разработка памяток и консультаций для родителей экологической направленности;
- Подготовка родителей к совместной работе, анкетирование на выявление экологических знаний.
Практический этап
Перспективный план реализации проекта
«На чистой планете счастливы дети!»
№
|
Мероприятия
|
Дата
|
Исполнители
|
1.
|
Беседа «На планете нашей хорошо живется, но планете это нелегко дается»
Просмотр мультфильмов и видеороликов по экологии.
|
Сентябрь
|
Воспитатели, воспитанники
|
2.
|
ООД «Мусор бывает разный»
Экспериментальная деятельность «Если закопать в землю мусор, что произойдет?»
|
Сентябрь - май
|
Воспитатели, воспитанники
|
3.
|
Прогулка - соревнование в сельском парке «Листья, ветки уберем и порядок наведем»
|
Октябрь
|
Воспитатели, воспитанники
|
4.
|
Совместный с родителями проект:
Ярмарка идей «Богатство природы творчеству подмога!»
|
Октябрь
|
Воспитатели, воспитанники, родители
|
5.
|
Мини-проекты «Удивительный мир тканей», «Пластик в нашей жизни»
«Как книжка родилась» (по группам)
|
Ноябрь
|
Воспитатели, воспитанники
|
6.
|
Экологическая акция «Макулатуру соберем и деревьям жизнь спасем!»
Викторина «Такие знакомые незнакомцы» (на знание деревьев, растущих в наших лесах)
|
Декабрь
|
Воспитатели, воспитанники, родители
|
7.
|
Конкурс плакатов «Сортируем мусор – бережем природу»
Памятка для родителей «Раздельно собранные отходы - это не мусор»
Приобретение разноцветных корзин для раздельного сбора мусора
|
Январь
|
Воспитатели, воспитанники, родители
|
8.
|
Оформление уголка «К природе сердцем прикоснись»
Участие в районном конкурсе детского творчества «Зеленый нимб»
|
Февраль
|
Воспитатели, воспитанники
|
9.
|
Смотр - конкурс костюмов «Рубашка из бумажки, бантики из фантиков»
|
Март
|
Воспитатели, родители, дети
|
10.
|
Конкурс чтецов
Экологическая сказка «История маленького родника»
|
Апрель
|
Воспитатели, дети
|
11.
|
Экологический субботник «Наведем порядок вместе»
Участие в районной акции «Зеленое село» (посадка деревьев)
|
Апрель-май
|
Родители, воспитатели, дети
|
12.
|
Изготовление поделок из бросового материала для оформления территории детского сада
|
Май
|
Воспитатели, дети
Родители
|
13.
|
Прогулка-поход «Осинка, рябина, липа и дуб нас, ребята, в гости ждут!»
|
Июнь
|
Воспитатели, дети
Родители
|
14.
|
Квест-игра «Звонкий голос родника слышим мы издалека!»
|
Июнь
|
Воспитатели, дети
|
15.
|
Выпуск газеты «На чистой планете счастливы дети!»
|
Ежемесячно
|
Воспитатели
|
Аналитический этап:
- Практический выход
- Повторная диагностика уровня экологической культуры воспитанников
- Анализ результативности проекта. Вывод.
Перспективы развития проекта.
üсоздание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
üсовершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
üучастие 100% детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой экологической зоны на территории ДОУ и прилегающей к нему территории;
üпривлечение родителей к благоустройству и озеленению территории.
|