ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Корнильева Оксана Викторовна Голдаева Надежда Сергеевна | |||
31.03.2021 02:29 | |||
ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Я думаю, вы согласитесь с тем, что в наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. И подтверждением тому является Указ Президента Российской Федерации «О проведении Года экологии» в 2017 году. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Психологи отмечают, что первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %.На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста, на наш взгляд, являются природоохранные акции — это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Природоохранные акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности. Цель акции: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Не для кого не секрет, что выполнение любой деятельности объединяет детей и взрослых. И непременное условие каждого Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Так как акция — это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические, что делает её особенно ценной. Природоохранные акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога. Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин: формирование активной жизненной позиции, трансформация знаний в отношение, включенность всех членов образовательной деятельности: педагоги, дети, и их родители; реализация принципов интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности; положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
- данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности; природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. Проанализировав научные подходы Николаевой С.Н. к использованию природоохранных акций как формы экологического воспитания детей, мы выработали свой собственный взгляд по данному вопросу, определили ее структуру и содержание. Каждое дело — творчески, каждое дело — с пользой! А, иначе, зачем? Необходимым условием успешности акций является соблюдение определенных требований:
Обязательные составляющее акции:
- сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике. Нами определена структура природоохранных акций, которая включает в себя компоненты: (подготовительный, познавательно-исследовательский, практический, пропагандистский).
На подготовительном этапе используются разные формы и методы работы с детьми: беседы-рассуждения, моделирование определенных экологических ситуаций с последующим их решением, экскурсии, наблюдения и т.д. В процессе взаимодействия с педагогами и сверстниками дети приходят к осознанию того, чтобы сохранить природу надо совершать природоохранную деятельность и привлекать к этому других. Необходимо также отметить, что темы разных форм деятельности обсуждаются с детьми на основе календаря знаменательных событий, определяются ими самостоятельно, в соответствии с их желаниями и уровнем развития, что создает положительную мотивацию к действию. Познавательно-исследовательский этап работы строится с использованием разных видов детской деятельности: опытно-экспериментальной, художественно-речевой, игровой деятельности. Следует отметить, что дети без особого труда определяют простые экологические проблемы и находят способы их решения. Работая совместно, они учатся принимать чужую точку зрения, мыслить критически. Практический этап предусматривает использование разных видов и форм организации трудовой деятельности дошкольников, цель которой заключается в сохранении объектов природы, в создании необходимых условий для их жизни. На этом этапе они сами придумывают, какие трудовые действия можно совершить в рамках той или иной акции. Деятельность на данном этапе организуется во взаимодействии с учреждениями образования (АСПК, АСПедК), социально-культурной сферы. На пропагандистском этапе старшие дошкольники занимались пропагандистской деятельностью среди сверстников, младших дошкольников и взрослых. На основе структуры мы определили алгоритм реализации природоохранных акций: 1) цель (каждая акция имеет свою цель); 2)задачи (выполняются общие и конкретные); 3) объект (на что направлено – птицы, деревья…); 4) участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители). При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов: Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают. Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге. Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло на берегу реки или возле автобусной остановки. Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить. Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь. Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими. Я думаю, вы согласитесь, что дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам и событиям. Хочется отметить, что в процессе подготовки и проведения акций, дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически, а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей — это делает такую форму работы особенно ценной. Акции у нас проходят под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!» Необходимым атрибутом наглядной агитацией являются: листовки, буклеты, памятки, плакаты. Тематика их разнообразна и всегда совпадает с яркими событиями сезонов, приурочена к знаменательным событиям. Традиционными для нашего учреждения стали акции: «Посади дерево и сохрани его» в рамках единого дня посадки деревьев. Для личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные, красивые, всегда цветущие клумбы, деревья, воспитанники получают не только положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, создавать её своими руками. Надеемся, призыв нашей акции запомнит каждый родитель и ребенок: «Сажая деревья, мы создаем традицию добра!» «Каждой пичужке — своя избушка», «Столовая для пернатых» Акция проводилась в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. В рамках проведения акции организовано экологической исследование «Птицы нашего края», в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Во взаимодействии с родителями изготовлено и развешано 10 скворечников, 15 кормушек. В ходе акции ребята сделали вывод: все вместе они делают хорошее дело — помогают выжить птицам в самое трудное время года! «Сохраним елочку» Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Призыв акции: «Сохраним живые насаждения!» В рамках акции «День Земли» проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера. Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. На протяжении 3-х лет в нашем детском саду проходит акция «Сохраним первоцвет», цель которой: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме сохранения раннецветущих растений родного края и их охране, воспитывать у детей чувство любви к природе. Акция ”Всероссийский экологический субботник “Зеленая Россия! ” способствует развитию экологической культуры и бережного отношения к природе. Данная акция организуется во взаимодействии с родителями, учреждениями образования: Анжеро-Судженского политехнического и педагогического колледжей под девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». В чем значимость этих дел, спросите вы? Дошкольникам очень важна и интересна любая помощь и поддержка старших товарищей. Для них – это, своего рода, образец для подражания. Акция сплачивает детей и взрослых, воспитывает у дошкольников трудолюбие и гордость за свою работу. Зоной особого внимания воспитанников и их родителей является Сиреневая аллея, которая заложена совместно с родителями в честь юбилейного дня Великой Победы в ходе акции «Сирень Победы». Каждый ребенок, посадивший вместе с папой или мамой сирень в честь своих предков-фронтовиков, не может оставаться равнодушным к тому, как чувствует себя его зеленый друг. Акция «Цвети, любимый детский сад!», ориентированная на эколого-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников. В рамках акции детьми, педагогами и родителями выращивается рассада овощей и цветов в количестве более 1000 шт. для огорода, теплицы и цветников, которых на нашей территории более 20 штук. Организуются трудовые десанты, творческие мастерские по благоустройству территории под девизом «Участок летних радостей вместе создаём». Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что природоохранные акции являются эффективной формой экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают значительную динамику основ экологических знаний. И сегодня, мы можем отметить положительные результаты: участвуя в акциях, наши воспитанники приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Хочется отметить, что природоохранные акции оказывают большое воспитательное воздействие не только на детей, но меняется отношение к природе и самих родителей. Надеемся, призыв наших акций запомнит каждый родитель и ребенок: «Мы создаем традицию добра!». Только в руках каждого из нас — будущее нашей прекрасной планеты!
|