Досуговая деятельность «Бережем планету вместе» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Трещинская Татьяна Ивановна | |||
18.03.2021 00:53 | |||
Досуговая деятельность «Бережем планету вместе» Внеурочная деятельность по экологическому образованию и воспитанию обучающихся. Для детей 5-6 лет. Цель: Формирование основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе. Развитие имеющихся у детей знаний о видах вреда природе и способах их уменьшения. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал и оборудование: Цветок с разноцветными лепестками; компьютер, интерактивная доска, магнитофон, аудиозапись: шелест листьев; карточки красного и зеленого цвета на каждого ребенка; экологические знаки 8 штук; экологические эмблемы на каждого ребенка; макеты деревьев, гнезда, животных и птиц; «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, перчатки, мешок для мусора (по паре штук каждого вида); ткань голубого цвета (для реки); серая ткань для полянки; стулья на каждого ребенка украшенные в виде бревна. Демонстрационный материал: презентация со слайдами на интерактивной доске. Предварительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о природе; рассматривание иллюстраций леса, природы; проведение дидактических игр «кто где живет?», «хорошо или плохо», «четвертый лишний птицы», «четвертый лишний лесные звери»; проведение игровых экологических ситуаций по правилам поведения в лесу и общению с животными; релаксация и прослушивание «звуки природы». Методы и приемы: Наглядный: презентация, иллюстрации правил. Словесный: беседа, поисковые вопросы. Практический: игровые приемы. Структура мероприятия: Вводная часть- 3минуты Дети разгадывают загадку. Встречают сороку. Вспоминают правила поведения в лесу. Отправляются в лес с помощью цветика-семи цветика. Основная часть -25минут Дети путешествуют по лесу и выполняют задания; проводится игра «Если я приду в лесок».; аутотренинг «Цветок» (под спокойную музыку); игра «четвертый лишний»; блиц-опрос. Заключительная часть- 2 минуты Дети получают награду от сороки. Возвращаются в детский сад. Ход мероприятия: Воспитатель: — Ребята, отгадайте загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (лес) Воспитатель: — Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Ответы детей. Появляется сорока. Сорока: — «Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Помогите! Помогите!» Воспитатель: - Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу. Давайте, поможем спасти животных и растений! Кто-то нарушал правила поведения в лесу. - А вы знаете правила поведения в лесу? Воспитатель подводит детей к знакам-правилам поведения в лесу. Дети: — Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др. Воспитатель: — Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу. Воспитатель: — Ребята, а мы возьмем знаки правила поведения? Дети: — Да. Воспитатель: — Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся? Дети говорят предположения и берут знаки с собой. Воспитатель: — Нам надо отправиться в лес, но как мы туда попадем? Ответы детей. Воспитатель обращает внимание детей, на то, что сорока, когда просила помощи уронила цветок, предлагает детям рассмотреть его. Воспитатель: — Дети, но это не простой цветок — волшебный. Дети: — Это цветик- семи цветик. Воспитатель: — Он исполняет любое желание, а значит с помощью него мы сможем попасть в лес. - Давайте возьмемся за лепестки и скажем волшебные слова: Наш цветок по небу мчится: Что же с нами приключится? Унесет нас до небес, Попадём с ним в лес-чудес! Воспитатель: — Ну вот, мы с вами в лесу. - Здравствуй лес, полон сказок и чудес. (Звучит фонограмма «шелест листвы».) - Я слышу, как лес просит нас о помощи! Но сначала он хочет убедиться, что мы знаем правила поведения в лесу. - Посмотрите для нас тут приготовлена игра «Если я приду в лесок». Цель: закреплять знания детей об элементарных правилах поведения в природе. - Давайте скорее посмотрим, что необходимо сделать Дети: давайте. Воспитатель: — Я буду зачитывать вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да» и поднимаем зеленую карточку, если плохо, то все вместе говорим «нет» и поднимаем красную карточку! 1. Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) 2. Если съем я пирожок И выброшу бумажку? (нет) 3. Если ветку подвяжу, Колышек поставлю? (да) 4. Если разведу костер, А тушить не стану? (нет) 5. Если мусор уберу, Банку закопаю? (да) 6. Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да) Воспитатель: — Молодцы. - Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке. Воспитатель: — Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке? Ответы детей: чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветы. Ну тогда у леса нужно поставить какой знак? Дети: нельзя шуметь. Дети ставят знак «Нельзя шуметь» Дети выходят на полянку, на которой ничего не растет. Воспитатель: — Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней и почему? Ответы детей. Воспитатель: — Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой и вновь цветущей? Ответы детей. Воспитатель: — Давайте посадим на ней цветы. Аутотренинг «Цветок» (под спокойную музыку) Цель: учить расслабляться и отдыхать под спокойную музыку, снимать внутреннее напряжение. Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. (движения: сесть на корточки, голову опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются и разводятся в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полуоткрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.) Воспитатель: — Ребята, подарите нам свои улыбки — цветы. - Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? Ответы детей. Воспитатель: — Давайте поставим знак (ребенок выбирает нужный знак). Дети ставят знак «не топтать цветы, не ломать ветки» «не мусорить.» Воспитатель: — Идем дальше. Выходят к берегу ручейка, где разбросан мусор. Воспитатель: — Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу? Дети: — Пакетов, бумаги, бутылок и т. д Воспитатель: — Правильно, мусора. Что же делать, как помочь лесу? Ответ детей: собрать мусор. Воспитатель: — Давайте дружно уберём мусор. Дети очищают лес от мусора Воспитатель: — А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним? Ответы детей. Воспитатель: — Правильно, мы его отправим в контейнер для мусора. - А оттуда он куда попадет? Ответы детей: попадёт на завод, где его переработают. Воспитатель: — Не весь мусор можно использовать после переработки, но есть и полезный мусор, например, сделанный из картона и бумаги. Из него могут сделать новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей, книг. Воспитатель: Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Ответы детей. Воспитатель: — Правильно, из дерева. - Так вот, давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья — «легкие нашей планеты», которые помогают нам дышать свежим воздухом. Воспитатель: — Ну и какой знак нам нужно поставить в лесу? Дети: — «Нельзя в лесу оставлять мусор». Дети ставят знак в лесу. Воспитатель: — Молодцы ребята, справились и с эти заданием. - Ребята, а какие деревья растут в лесу? Как вы думаете, зачем нужны деревья? Дети: — они дают воздух и очищают его. Там живут звери и птицы. Воспитатель: — Правильно, они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы. - Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? Ответы детей. Воспитатель: — Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше. Воспитатель: — Какой знак нужно поставить здесь? Дети ставят знак «рубка леса запрещена.» Дети идут дальше и проходят в чащу леса. Присаживаются на стулья, которые сделаны в виде бревна. Показ слайдов и работа на интерактивной доске с детьми. (рядом с доской в виде украшения стоят макеты с деревьями и муляжами животных.) Воспитатель показывает дерево с гнездом, дупло, птиц и животных. (слайд 1.) Воспитатель: -Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите Дети: — гнездо. Воспитатель: — Каких птиц вы знаете? Дети: — перелетные, зимующие. Воспитатель: Сейчас, мы с вами поиграем в игру: «четвертый лишний». (слайд 2-слайд 9) Цель: развивать умение классифицировать птиц на перелетных и зимующих. Детям на слайде предлагается карточка четырьмя птицами. Необходимо назвать лишнюю птицу и объяснить почему. Назвать какие птицы относятся к зимующим, а какие к перелетным. Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Воспитатель: — Ребята скажите, зачем птицы строят гнезда? Ответы детей. Воспитатель: — Какое правило мы знаем про птиц? Дети ставят знак «запрещается разорять гнезда.» Показ слайда: «дерево с дуплом» (слайд 10.) Воспитатель: — Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Дети: — дупло. Воспитатель: — Кто его построил? Кто живет в дупле? Ответы детей: — Белочка. Воспитатель: — Чем белочка питается? Показ слайда: «белочка и чем она питается» (слайд 11.) Воспитатель: — Какие еще животные живут в лесу? Ответы детей. Воспитатель: — Ребята, а можно забирать животных домой? Ответы детей. Воспитатель: — Правильно, нельзя! Люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой. Дети ставят знак «запрещается брать животных домой.» Воспитатель: — Молодцы Природу надо беречь! Как вы думаете, ребята, у нас получилось помочь лесу? Дети: — да. В этот момент залетает сорока и обращается к детям. Сорока: — Получилось, получилось! Сорока: — Я слышу, как лес благодарит вас! Сорока: — но я не могу вас просто так отпустить! Научите и меня основным правилам, чтобы я по всему свету разнесла знания, и все- все знали их и соблюдали! Сорока: — Я буду спрашивать у вас правила как вести себя в лесу, а вы мне будите быстро отвечать. Сорока проводит блиц-опрос. Сорока: - НЕ шуми (так ты пугаешь лесных жителей) - НЕ рви цветы (так ими смогут любоваться те, кто придет после тебя) - НЕ ломай деревья (от этого они засыхают) - НЕ причиняй вред насекомым (многие из них являются санитарами леса) - НЕ мусори (мусор загрязняет всю природу) - НЕ трогай птичьи гнезда (птица оставит свое гнездо, и тогда не будет птенцов) - НЕ разжигай костер (может сгореть весь лес, и тогда погибнет все живое в лесу) Сорока: — Ребята, какие вы умные и я теперь вместе с вами все знаю! Всему свету расскажу! - Вы надежда для нашей земли и ее спасения! -Вас смело можно назвать юными экологами! Получите в благодарность от меня эти эмблемы! Сорока вручает каждому ребенку эмблему в качестве подарка. Воспитатель: — Сорока ты потеряла свой волшебный цветок, когда прилетала, но прежде чем тебе его отдать, помоги нам вернуться в детский сад! Сорока с детьми и воспитателем берутся за цветок произносят волшебные слова и переносятся в детский сад, где сорока и прощается со всеми. Наш цветок по небу мчится И конечно в сад примчится.
|