Консультация для воспитателей «Система экологического образования в ДОУ как целостный педагогический процесс в условиях реализации ФГОС ДО» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Сергеева Наталья Юрьевна | |||
11.03.2021 13:37 | |||
Консультация для воспитателей «Система экологического образования в ДОУ как целостный педагогический процесс в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: воспитатель Сергеева Н.Ю. г. Голицыно Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 общеразвивающего вида 2020г Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий и чтобы он остался таким, его нужно беречь и защищать. В соответствии с ФГОС основная цель экологического воспитания — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи: Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира. Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой. Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей. В работе пользуемся следующим педагогическим принципам:
и технологиями
В соответствии с ФГОС в работе по экологическому воспитанию используем следующие формы и методы: НОД
10. Природоохранительные акции 11. Моделирование 12. Экологические минимузеи. Экологию можно пропустить через все виды деятельности. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника Ознакомление детей с природой в играх В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры. Игры с готовым содержанием и правилами: Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках. Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные. Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни. Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий. С соответствии с ФГОС в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. На начальном этапе в обучении используются ознакомительные занятия, а далее комплексные, которые чаще всего заканчиваются продуктивной деятельностью. Целевые прогулки, наблюдение за трудом взрослых расширяют кругозор детей. Наблюдение на прогулке дети отмечают в календаре природы. В младшем дошкольном возрасте это самые простые действия по выкладыванию картинок на стенде, одевании куклы по погоде. В старшем дошкольном возрасте дети сами создают календарь наблюдений из природных материалов по временам года. Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка, начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с природой наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируется обобщенные представления и элементарные понятия о природе. Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. Театральная деятельность:
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – создание предметно-развивающей среды, которая включает в себя
Воспитатели в группе могут создать природные уголки, с подобранными растениями для детей данного возраста, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. Труд в уголке природы помогает формированию бережного отношения к природе, ответственного отношения к обязанностям. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду. Для повышения уровня знаний по экологическому воспитанию в ДОУ можно проводить семинары и практикумы для педагогов. Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Главные задачами во взаимодействии с родителями: во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей. Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и воспитателей. Очень важно раскрыть во время перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания Работа с родителями:
Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Всё хорошее в людях – из детства! Мы хотим, чтоб земля расцветала,
|