Экологический проект «Спаси планету от мусора» |
Занятия по Экологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Полонская С.Л. Соавтор Казанина Ю.В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.01.2021 18:50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экологический проект «Спаси планету от мусора» Автор Полонская С.Л. Соавтор Казанина Ю.В. (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №91») I.Методический паспорт
Методический паспорт проекта
II. Пояснительная записка Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему». Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»? Актуальность проблемы: Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!». Цель проекта — создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения окружающей среды. Задачами проекта являются:
Длительность реализации проекта: среднесрочный (3месяца) Вид проекта- Исследовательский (дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде буклета или листовки). Вид проекта по содержанию: монопроект (экологическое воспитание). Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта: Родители и дети проводят исследование по разложению бытовых отходов (Бумага, ткать, яблоко, резина, пластик). Ожидаемые результаты, продукт проекта:
- агитационная работа: помощь в оформлении листовок и буклетов по охране живой и неживой природы. Ресурсы: Материально — технические условия реализации проекта (специального оснащения для проведения опытов не требуется) 6 пластиковых стаканчиков (объемом 0,5 л, прозрачного цвета) или контейнеров, почва, а так же (яблоко, ткань, пластик, стекло, бумага). Исследование проводиться на открытой местности. Содержание проекта План-график мероприятий Задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста -заложить и ориентиры в мире природы. Наш проект состоит из 3-х ЭТАПОВ: I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д. II этап – основной III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: ООД, развлечения, викторины, конкурсы
На первом этапе в рамках, проекта была выявлена проблема загрязнения окружающей среды. Так как экологическое воспитание дошкольников нужно прививать с момента поступления ребенка в детский сад. С целью привлечения к проекту родителей было проведено анкетирование. (Приложение 1) На втором этапе разработки нашего проекта мы с детьми прочитали множество произведений о экологии и окружающей среде Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились — слушать чтение старших. Игры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — неисчерпаемый источник познания для детей с этой целью были проведены экологические игры (Экологические знаки, Зоосад, Экологический десант, Кто быстрее, «Сортировка мусора» «Какого растения не стало?», «Где что зреет?») Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. С этой целью дети совместно с родителями провели научный эксперимент. Закопали в пластиковые контейнеры с землей такие материалы как: яблоко, стекло, бумага, резина, пластик, ткань). И оставили сроком на 3 месяца. По истечению данного срока извлекли, контейнеры из земли, сделали выводы и подвели итоги в календаре наблюдений. Это способствовало саморазвитию исследовательской активности, которая настроена на познание мира. У ребенка появляется желание изучать, исследовать неизведанное. Это огромная возможность для детей думать пробовать экспериментировать и самовыражаться. На третьем заключительном этапе, создав определенную эколого-развивающую среду систематически и творчески организую детскую деятельность при активном участии родителей, был создан буклет и рисунки с лозунгами. Так же в рамках нашего проекта, была организованна выставка поделок из броссового материала «Вторая жизнь мусора». Мы познакомили детей с одним из интереснейших видов творчества- апсайклингом, это такой оригинальный и креативный подход к «новому прочтению» уже старого предмета. Данный способ заботы об экологии очень понравиться творческим людям, любителям хендмейда. Сырьем для производства служат уже использованные материалы. Такой процесс, в промышленности, очень важен. Сохраняются природные ресурсы, а старые использованные и уже ненужные вещи и материалы получат новую жизнь. В дошкольном возрасте дети получают знания о роли комнатных растений в жизни человека. Они влияют на экологию помещения и здоровья человека, оказывают целительное воздействие на наше самочувствие. Было проведено мероприятие «Вокруг света с комнатными растениями» Заключение В итоге нашей работы над проектом «Спаси планету от мусора» можно сделать вывод о том, что только экологическое сознание, культура и личное участие каждого человека могут способствовать снижению уровня загрязнения окружающей среды бытовым мусором. Такая форма работы помогает детям понять всю важность охраны окружающей нас природы и бережного отношения к ней с раннего детства. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Приложение 1 Анкета для родителей.
Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе
|