Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения старших дошкольников. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Клочко Оксана Викторовна | |||
25.11.2020 15:17 | |||
Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения старших дошкольников. Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности № 12 О.В. Клочко Файл 1 Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развить у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – стало целью моей педагогической работы. Файл 2 В нашей группе организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Исследовательская работа проводится в форме специально организованной деятельности:
- в совместной свободной деятельности самих детей. Источником полноценного развития служит правильно организованное окружающее воспитательное пространство, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности. Файл3 Этому способствует созданная предметно-развивающая среда в группе: наличие центра науки и естествознания, большое количество дидактического материала, на участке, а также территории нашего ДОУ — огород, луг, цветники, заложен фруктовый сад, высажены лиственные и хвойные породы деревьев, большое количество разнообразных кустарников. Файл4 Перечень форм и методов, которые я использую при реализации работы по формированию у детей экологического мировоззрения: Наблюдения, экскурсии. Дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы, научиться ориентироваться на, наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Во время прогулок дети могут встретить и наблюдать за живыми объектами: животными, птицами и насекомыми. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает опыт познания и самопознания детей, формирует сострадание ко всему живому, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе. Во время наблюдений дети учатся видеть красоту родной природы, закрепляют знания о временах года: Файл 5,6 Закрепляют навыки, полученные на занятиях: каких зимующих птиц ты знаешь? Как можно помочь птицам зимой? Формируют знания о взаимосвязях в природе: Почему паучка нельзя обижать? Файл 7 Какую пользу приносят лягушки? Файл 8 Учат детей замечать и анализировать сезонные изменения в природе: Почему ёжик впадает в спячку? Файл 9 Куда деваются насекомые осенью? Файл 10 Почему зимой дерево спит? Файл 11 Видеть экологические проблемы: Почему тля съела все листья? Файл 12 Ставить проблемные вопросы, объяснять и анализировать: Зачем шиповнику колючки? Почему мох растёт на северной стороне? Файл 13 Почему следы разной глубины? Файл 14 Как возникает тень? Файл 15 Тысячи «Почему?» и «Зачем?» на которые иногда я не знаю ответ и тогда честно отвечаю: «Придём в группу и посмотрим в энциклопедии или интернете». При необходимости показать объект природы в движении – используется просмотр видео отрывков. Стоит отметить, что информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Жизнь не стоит на месте, и мы всё чаще используем инновационные компьютерные программы, которые качественно изменяют процесс передачи и усвоения опыта, они, словно зашифрованные мнемотаблицы, шаг за шагом, через применение предыдущего опыта, открывают детям мир природы. Познавательное чтение и рассматривание иллюстраций помогает ребёнку расширить и углубить знания, полученные во время наблюдений. В нашей группе сделана подборка произведений классиков, таких как М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, К.С. Паустовский, В. В. Бианки, С. А. Есенин, А. А. Фет. С детьми обговариваются книжные иллюстрации, уточняя, что некоторые писатели сами рисовали иллюстрации к своим текстам, чтобы выразить свои мысли и чувства наиболее гармонично и полно. Большое количество познавательной литературы по разнообразным темам: Файл 16 «Мир природы» «Мир животных» «Мир обитателей морей и океанов» «Мир леса» «Моя малая Родина – Кубань» «Моя Родина – Россия» «Наша армия» «Мир вокруг нас» «Мир техники. ПДД.» «Космос» «Жизнь в прошлом» «Человек» А также в группе существует коллекция альбомов русских художников пейзажистов. Файл 17 Для практического освоения знаний о потребностях объектов природы, формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения ребенка в природе проводились экологические, поисково-познавательные занятия, опыты, эксперименты: Файлы 18 -23 «Твёрдое и жидкое» «Шиповник» «Как появились камни?» «Чистый ли снег?» «Как появились ракушки?» «Зачем дереву нужна кора?» «Свойства снега» «Свойства воды» и множество других. В процессе деятельности не спешу сразу отвечать на детские вопросы, стараюсь дать детям высказать свои гипотезы и суждения, какими бы невероятными они не казались. Часто использую приём, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, что он думает по этому поводу?» К мнению детей я всегда отношусь уважительно. Важным элементом организованной деятельности с детьми стала игровая импровизация: был введён сказочный персонаж домовёнок Кузя, который помогал в решении проблемных ситуаций, становясь вместе с детьми Почемучкой и Неумейкой, отправлялся на прогулку, в путешествие по экологической тропе, проводил опыты и эксперименты, коллекционировал предметы, присутствовал на постановке экологических сказок, наблюдал за действиями детей в центре науки и естествознания. Файл 24 Разработала конспекты тематических прогулок «Лёгкие нашей планеты», «К нам весна пришла, всем нам радость принесла!» с участием этого игрового персонажа. За конспект «К нам весна пришла, всем нам радость принесла!» получила грамоту за участие в муниципальном экологическом конкурсе «Природа просит доброты». Основная цель этих прогулок – формирование ответственного отношения детей к природе. Файл 25 Активно включаю в занятия экологические сказки, «Уроки доброты», которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Также на каждом занятии использую такую форму работы, как минутки осторожности, в которых закрепляются навыки безопасного поведения в природе, физминутки. Широко использую подвижные, театрализованные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры. Знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности, стараемся закреплять в различных образовательных областях и с участием всех анализаторов в процессе игр. Файлы 26-28 Принимаем активное участие с детьми в природоохранных акциях: обрезке кустарников, уборке территории, посадке деревьев и кустарников, рассады цветов, уходе за комнатными растениями. Файлы 29-33 Детям также доступна самостоятельная деятельность в центрах развития (логики, экспериментирования, музыкальном, искусства, книжном). Файлы 34-36 Восточная мудрость гласит: «Сколь бы не был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», а первые шаги в мир исследований ребёнок делает в семье. Поэтому, взаимодействие педагогов и родителей необходимо для успешного творческого процесса познания. Родители нашей группы принимают активное участие в проектах, фотовыставках, фоторепортажах «Вот оно какое лето», «Мой четвероногий друг», «Как мы проводим снежные выходные», в выставках поделок из бросового материала «Осенние фантазии», «Рождественская сказка» и т.д. Файлы 37-39 Участвуя в проектной деятельности, активно сотрудничают с нами, готовят проекты, методические материалы к нему. Недавно, готовя итоговое мероприятие проекта «Полезные свойства кустарников», я выбрала такую форму работы, как эколого-познавательное развлечение. Файл 40-42 Дети представили совместные с родителями проекты «Инжир», «Ягоды и фрукты – витаминные продукты» и т.д. Большое внимание уделяю такой теме, как «Экология питания» провела родительские собрания «Вредные и полезные продукты», «Витамины для здоровья» Поисково-познавательная деятельность находит отражение и в разнообразном творчестве детей, где происходит отражение полученных впечатлений: в рисовании, в аппликации, в лепке и конструировании активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус. Таким образом, в результате нашей с коллегами и родителями системной работы по формированию экологического мировоззрения, дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок, поделка и т.д.) Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей (она понятна окружающим). Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения. Файл 43
|