«Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Турлина Равиля Равильевна | |||
12.10.2020 22:10 | |||
«Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей. Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой является создание предметно-развивающей среды. В нашей группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста. Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений — это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Заполнение календаря природы — еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами — отмечаем в группе, какие птицы прилетали на кормушку. Еще один вид календаря — это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни. Систематически проводятся наблюдения за погодой, дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д. На прогулках организовываются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В основном это: консультации, папки-передвижки, беседы, анкетирование, выставки. Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
|