ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Шойненова Оюна Жалсановна | |||
21.08.2020 09:10 | |||
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Саморазвитие педагога — шаги к успешной профессиональной деятельности. Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающие нас? В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Взрослые, воспитывающие ребенка, в этот момент должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним, только тогда у малыша сформируется первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры. Актуальность и важность рассматриваемой проблемы определили выбор темы: “Дидактические игры природоведческого содержания как средство экологического развития детей старшего дошкольного возраста”. Поскольку, игра основной вид деятельности вид деятельности в детском саду, мною была составлена картотека дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.
Дети с радостью откликаются на предложение поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Полученные в процессе игровой деятельности знания дети использовали в дидактических играх: “Найди пару”, “Найди растение с большими (маленькими) листьями”, “Узнай по описанию”, “Покажем мишке наш уголок природы”. Все чаще роль ведущего уже поручала детям, правила игры объясняла до ее начала. Развивать способность к анализу, сравнению, классификации, закреплять знания необходимые для последующего формирования таких понятий, как “окружающая среда”, “охрана природы”, помогали следующие дидактические игры: “Кто что ест? ”, “Кто где живет? ”, “Летает, не летает”, “Звери, птицы, рыбы”, “Чьи детки? ”, “Вершки, корешки”, “Детки на ветке” и прочие. В старшем возрасте появляется один из вариантов соединения дидактический и игровой задач в деятельности, которой является сюжетно-дидактический игрой: “Путешествие в Африку”, “Путешествие к морю (на Крайний Север) ”. В процессе сюжетно-дидактических игр, где есть сюжет и роли, дети в игре осваивали новые знания. Через эти игры у детей формируется осознанно правильное отношение к растениям и животным, к себе как части природы. Активно внедряются подвижные игры природведческого характера “Гуси-гуси”, “Кот и мыши”, “Волк и зайцы”, “Лисы в курятнике”, “Птички в гнездышках”, “Воробышки и кот”, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действием, имитируя звуки, дети закрепляли накопленные знания; получаемая в ходе игры радость способствовала углублению интереса к природе. Таким образом, в старшей группе при проведении игр экологического характера у детей закрепляются и систематизируются представления об окружающим мире. С учетом этого проводилась работа по развитию у старших дошкольников умений анализварить объект или явление, сравнить, обобщать по выделенным признакам, устанавливать связи между фактами, формировать умение давать соответствующию оценку возможных последствий своих поступков (правила поведения в природе). У детей более старшего возраста игры уже имеют более сложное содержание, поэтому продумывалась связь дидактических игр с другими видами детской деятельности, с творческими играми, художественной деятельностью, трудом. В творческих играх дети учились изображать объекты природы. В процессе игры ребенок вспоминал свойства, особенности этого объекта природы (растения, животного, предмета неживой природы), взаимосвязь его с другими объектами природы. Это такие игры: “Я-дерево”, “Я-гусеница”, “Я-лягушка”, “Я-капелька” (вода) ”. Планируя дидактические игры, связанные с художественной деятельностью, формировалась умение детей аналзировать окружающий мир и, следовательно, развивалось их мышление. Так, в художественной деятельности при рисовании детьми птиц на тему: “Нарисуй, какую хочешь птицу” использовала игру “Найди по оисанию”, в ходе которой дети закрепляли характерные особенности птиц. В художественный деятельности можно проводить и такие игры: “Кто наблюдательнее? ”, “Отгадайте, что за растение (животное)? ” Таким образом, в результате проделанной работы по экологическому воспитанию, дети стали с интересом воспринимать объекты и явления природно-предметного мира, а также реагировать на “непорядки” в их использовании, давать оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира. ЛИТЕРАТУРА
|