Непосредственно образовательная деятельность по экологическому образованию «Путешествие капельки» (старшая группа) |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Дорош Вера Сергеевна | |||
20.06.2020 23:11 | |||
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому образованию «Путешествие капельки» (старшая группа) Разработал воспитатель Дорош Вера Сергеевна Москва, 2020 год Цели:
Оборудование: слайды с изображениями к сказке; Капелька из воздушного шарика; кресло для Капельки; стаканы с водой; емкости разной формы гуашь; лед; термос с кипятком; схемы состояний воды; схемы свойств воды; картинки к игре «Кому нужна вода?»; музыка Моцарта «Времена года»; настольная игра «Капитошка».
Организация и методика проведения 1 часть. Организационный момент. Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать, нам с вами нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку. Спинки должны быть ровными и красивыми. 2 часть. - Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их. Чтобы лился дождик с неба, Чтобы не было беды – (Воды) Я и туча, и туман, (Вода) - О чём эти загадки? (о воде) Значит о чём мы сегодня будем говорить? (о воде) - Да сегодня ребята мы будем говорить о воде. - Из чего состоит вода? Правильно, в ней много – много капелек, и одна такая капелька пришла к нам в гости, чтобы рассказать историю о том, как она путешествует. 3 часть. Рассказ сказки про капельку. «Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже. После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужу постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться. Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако. Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю.» 4 часть. Беседа по содержанию сказки. - О чём эта сказка? - Что интересного случилось с капелькой? - Во что может превратиться капелька? 5 часть. Физкультминутка под музыку – массаж спины «Дождик». Дети встают «паровозиком» Дождик бегает по крыше — Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше — Бом, бом, бом! Похлопывание ладонями по спине Дома, дома посидите — Бом, бом, бом! Никуда не выходите — Бом, бом, бом! Постукивание пальцами Почитайте, поиграйте — Бом, бом, бом! А уйду — тогда гуляйте — Бом, бом, бом! Поколачивание кулачками Дождик бегает по крыше — Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше — Бом, бом, бом! Поглаживание ладонями Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж 6 часть. Опыты - Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Надо доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Опыт №1: “Вода жидкая, может течь” Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. “Льется вода? Почему? ”. Вывод: вода жидкая, льется. Опыт №2: “Вода прозрачная” - Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой). Опыт №3 “У воды нет вкуса” -Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Опыт №4 “У воды нет запаха” Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха. Опыт №5: “Вода не имеет формы” Сравни форму воды в стакане, банке, бутылке. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. – Что можно сказать о форме воды? Вывод: вода не имеет формы. Опыт №6: “Лед – твердая вода” Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке? Вывод: лед, снег – тоже вода. Опыт №7: “Пар – это тоже вода” Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить стекло. Вывод: пар – это тоже вода. Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему? Воспитатель выставляет схемы с разными состояниями воды и свойствами воды. Дети называют по схемам, какой бывает вода и ее свойства. 7 часть. Игра «Кому нужна вода?» - Давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?» — подойдите к столу. - Посадим нашу Капельку на стол, а вы подберёте картинки «Кому нужна вода?», и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки и объясняют) 8 часть. Итог занятия. - Ребята, Капельке пора возвращаться на облако, к своим сестричкам, а на прощание давайте подарим ей стихотворение (читает ребенок): В природе путешествует вода, По горным вершинам, Вокруг оглянитесь Воспитатель «сажает» Капельку на облако, прикрепленное к потолку нитками. Дети машут на прощание руками (звучит музыка) Воспитатель: Не грустите, ребята, придет время, и прольется Капелька со своими подружками на землю теплым, ласковым дождем. Свершится маленькое чудо: взойдет трава, распустятся листочки на деревьях, расцветут цветы. И совершит это чудо маленькая Капелька. Посмотрите, ребята, Капелька оставила нам подарок. Воспитатель развязывает ленточку на коробке, в которой лежит игра «Капитошка», предлагает детям в нее поиграть.
|