Экологический проект «Деревья нашего участка» |
Занятия по Экологии | ||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Белова Татьяна Вианоровна | ||||||||||||||||||||||||||||||
10.05.2020 20:29 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Экологический проект «Деревья нашего участка» Подготовила: Белова Татьяна Вианоровна Воспитатель МБДОУ города Костромы «Детский сад № 39» Содержание.
Актуальность темы.
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Экологический проект «Деревья нашего участка» развивает интерес у детей к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формирует разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). В ходе реализации проекта уделяется внимание развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Проект способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Костромского края. Цель проекта: формирование у детей представление о деревьях, как о живых организмах и их взаимосвязях в природе. Задачи проекта: Образовательные
Развивающие 3. Развивать воображение, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать Воспитательные 4. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года. 5. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять. Изучать влияние деятельности человека на жизнь дерева. 6. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми. Объект проектирования: процесс развития исследовательской деятельности. Предмет проектирования: организационно-педагогические условия, способствующие развитию исследовательской деятельности в живой природе у детей дошкольного возраста. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий, групповой, Продолжительность: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Методы и приёмы: наглядные (наблюдения,
Предполагаемый результат: Педагоги: повышение профессионального уровня Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности. Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей. Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», посадка дерева на участке. Этапы реализации проекта:
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания). Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей. Познавательная значимость проекта: формирование познавательных интересов: наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения Экологический проект «Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Костромского края. к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев. Перспектива: В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ним. Технология внедрения проекта 1. Организационный этап.
II. Реализационный этап: 1. Беседы с детьми:
2. Ознакомление детей с художественной литературой: Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка». 3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию; 4. Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. 5. Экскурсия: Рассматривание деревьев на участке. 6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
7. Непосредственно образовательная деятельность: «Деревья – какие они?» Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев. 8. Дидактические игры:
III. Результативно-аналитический этап (итоговый) Посадка саженца дерева, продолжение наблюдений за ростом и развитием дерева Механизм реализации проекта
Ресурсы проекта: информационный, методический. Результат проекта: проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы. Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей, родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов-развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. На групповом участке появилось новое дерево- туя. -9- Список использованных источников 1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.:ЦГЛ, 2004. 2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. 3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011. 4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001. 5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981. 6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997. 7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с. 8. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005. 9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с. -10-
|