Экологический проект «От семечка до урожая» (средний дошкольный возраст) |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Филькина Светлана Евгеньевна | |||
25.11.2019 21:48 | |||
Экологический проект «От семечка до урожая» (средний дошкольный возраст) Составила: воспитатель Филькина Светлана Евгеньевна г. Саров, 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители (законные представители). Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность. Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике, вырастив из семян рассаду; высадить рассаду на участке; получить урожай овощей.
Задачи проекта:
Продолжительность проекта: среднесрочный, май — август 2019 г. Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Процесс ознакомления с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенне-летний период, начиная выращивать в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, а потом высаживать растения на участке детского сада, где дети будут продолжать наблюдать за их ростом и ухаживать за ними, а также собирать свой урожай. Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:
Основные этапы и направления реализации цели проекта: Подготовительный этап Деятельность педагога:
Деятельность детей:
Взаимодействие с семьей:
Практическая работа Деятельность педагога:
Деятельность детей:
Совместная деятельность взрослых и детей:
Подведение итогов
Ход проекта: Проблема: дети нашей группы решили вырастить овощи на собственном огороде. Но у них возник вопрос: как это сделать? 1 этап «Классификация» В конце апреля, когда солнышко совсем обогрело землю, пришла пора сажать семена. Многие дети дома видели, как мама или бабушка сажали семена помидор, огурцов, перца и др. овощей. На первом этапе мы с ребятами собирали информацию о том, как выглядит огород, что может расти на огороде, и где мы можем создать свой огород. Решили организовать в группе огород на окне. Встал вопрос: «Что же нам сеять?» Дети предлагали разные варианты овощей и фруктов. Решили выбрать разные по форме и размеру семена. Но как выглядят семена растений, дети не знали. Для этого собрали коллекцию семян. Рассмотрели семена различных овощей и фруктов. Приготовили землю, стаканчики и контейнеры. Родители помогли в изготовлении мини теплицы. Совместно с детьми проговорили и зарисовали алгоритм посадки семян. Посеяли: огурцы, горох, подсолнух, цветы (петунии, бархатцы). Стали наблюдать за первыми ростками и учиться за ними ухаживать. Все изменения зарисовывали в дневнике наблюдений. Так как при посадке в грунт, видно только как появляется и развивается росток. Но не видно развитие корневой системы. Решили провести совместный эксперимент. Прозрачную банку наполнили ватными шариками. Положили несколько семян фасоли и кукурузы. Смочили вату водой и стали наблюдать. Уже на следующий день семена набухли. Через 3-4 дня появился зеленый росток и корешок. Несколько дней наблюдали за их ростом и развитием корневой системы. Кукурузу пересадили в землю. Вывод: семенам для всходов нужна вода и тепло. 2. Высадка в грунт Окрепшие саженцы в середине мая высадили в подготовленные с помощью родителей грядки на участке. Дети принесли из дома рассаду помидор и перца, выращенную дома вместе с родителями. Также высадили их на наши грядки. В свободную грядку решили посеять морковь и редис. 3. Уход за растениями Стали ухаживать и наблюдать за рассадой: поливали, пололи и рыхлили. Дети с удовольствием участвовали в данном виде деятельности. Научились поливать растения под корень, определять, нужен ли полив, различать культурные растения от сорняков. 4. Наблюдения и сбор урожая а) Уже через месяц мы с детьми собрали первый урожай – редис. Не всем редиска пришлась по вкусу — горчит. Зарисовали и отметили скороспелость редиса в дневнике наблюдений. б) Горох В конце июля – начале августа поспел горох. Необычность данного овоща отметили нахождением плода (горошин) в стручке. А также наблюдали за ростом стебля: он длинный и тонкий, вьётся, на нем есть «усики». Такой стебель не выдерживает тяжести стручков. Дети предложили помочь растению и подвязать. Натянули веревочку, за которую растение «цеплялось» своими усиками. Плоды гороха на вкус понравились большему количеству детей. Но заметили, если вовремя не сорвать стручки, то горошины становились не такими сладкими — переспел. в) Подсолнух Семечки видели все, но откуда они, и как выглядит растение, дети не знали. Поэтому и решили посадить семена подсолнуха. Когда появились первые ростки, стали наблюдать и зарисовывать изменения. Заметили, что подсолнух растет очень быстро. Уже к середине лета подсолнух вырос выше роста детей. Особенно удивились дети, которые пришли после отпуска и увидели на участке огромный цветок. По ежедневным наблюдениям, заметили, что цветок подсолнуха направлен в сторону солнца (восход – закат). Сделали вывод: по подсолнуху можно определить части света. В конце августа срезали подсолнух, попробовали уже зрелые семечки – понравились. Просушили и решили оставить для корма птицам зимой! Сделали вывод: из одного семечка созревает большое количество семян – урожай! г) Помидор По мере роста рассады помидор, увидели, что стебель стал наклоняться. Дети предложили помочь молодым растениям поддержать стебель и подвязать его к палочке (видели, как это делают родители или бабушка на даче). Но на участке и рядом с ним подходящих палочек не нашлось. Ломать ветки деревьев и кустов дети знают – НЕЛЬЗЯ! Поэтому решили обратиться за помощью к взрослым. Владик принес заготовленные с папой палочки, и мы подвязали наши помидоры. В конце августа, некоторые помидоры стали краснеть. С наступлением холодных ночей, заметили, что рост прекратился. Решили с детьми снимать урожай. Покраснели помидоры уже в группе. К обеду у детей был дополнительный салат из помидор! Выводы: Помидорам для созревания нужно вода, свет и тепло. Наши помидоры росли на улице, поэтому не успели покраснеть. д) Морковь Морковь не требовала особой заботы. Поливали по мере необходимости, удаляли сорняки. Плод моркови находится в земле и не видно как развивается, поэтому наблюдали за ростом зелени. Заметили, если хвостики моркови наклоняются, значит, не хватает влаги и нужен полив. Выкопали морковь в самом конце лета. Урожай удался! Попросили на кухне помочь помыть и почистить для нас морковь. Витамины с грядки оказались полезны и сладки! Вывод: Морковь растет долго, богата витаминами. Можно употреблять в сыром и вареном виде в различных блюдах. По реализации проекта были получены следующие результаты: - Дети познакомились со многими культурными растениями. - У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях и условиях открытого грунта. - В результате практической и опытнической деятельности дети добыли знания о необходимых условиях для роста растений. - Дети увидели многообразие посевного материала. - Ребята стали бережнее относиться к растительному миру. - В группе был создан огород на окне, ребята смогли поработать на открытом грунте: высаживали, поливали, пропалывали от сорняков, собирали урожай. - Дети стали более уважительно относиться к земледельческому труду. - Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений. - Дети совместно с воспитателем смогли определить опытным путем, что плод получается из семечка, а семечка – из плода. - Родители приняли активное участие в проекте «От семечка до урожая»: проводили беседы с детьми об овощах и фруктах, растущих на их приусадебных участках; привлекали детей к огородным работам и познакомили их со способами ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, подкормка и пр.).
|