Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экологическое воспитание»
Занятия по Экологии
Автор: Мальцева Татьяна Юрьевна   
01.05.2019 21:30

«Экологическое воспитание»«Экологическое воспитание»

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

 

Скачать конспект

Перед нами встал ряд проблем, связанных со следующими обстоятельствами.

  1. Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых.
  2. Взаимодействие с родителями, их экологическое просвещение.

Для решения этих проблем нами была выбрана программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», направленная на всестороннее развитие ребенка в процессе его экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

Приступая к работе по приоритетному направлению – экологическому образованию дошкольников, поставили перед собой цель- воспитание личности ориентирующейся в реальной ситуации с окружающей средой, владеющей знаниями и методами решения проблем экологии в мире.

Для ее достижения определили следующие задачи.

  1. Создание условий для экологического образования дошкольников.
  2. Формирование здорового образа жизни детей и педагогов, осознанного отношения к своему организму.
  3. Повышение экологической компетентности педагогов и родителей.

Реализацию поставленных задач мы начали с построения предметно- пространственной развивающей среды, связанной с экологизацией как воспитательно- образовательного процесса, так и всех режимных моментов.

Формирование основ экологической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляли через интеграцию во всех образовательных областях и через различные формы совместной и самостоятельной деятельности детей. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

Начиная работу по формированию у дошкольников экономного, бережного отношения к природе, особое внимание мы уделили созданию в группе бережного и творческого отношения к ресурсам и материалам, нацеливали детей на повторное использование бытовых отходов: совочки для песка, подставки для карандашей, вазочки для цветов; коробки использовали для конструирования, изготовления макетов, бросовый материал использовали для изготовления поделок и раздаточного материала для занятий и выносного материала для прогулок. В сборе материала и изготовление поделок участвовали родители.

С целью формирования культуры природопользования у дошкольников у нас были разработаны тематические дни, педагогические проекты: «Вода- источник жизни», «Здоровье планеты в наших руках», «Стань природе другом». Знакомили детей со свойствами природных ресурсов и материалов (воздух, глина, песок, камни и т.д.) дети осознали, что они являются средой обитания различных живых существ. Сделали главный вывод, что рациональное использование природных ресурсов – это сохранение жизни человека и всего живого на планете.

Организовали работу в центре природы. Дети с желанием всегда трудятся, напоминают о дежурстве. Сначала под руководством воспитателей, затем самостоятельно проявляли заботу о растениях, поддерживали растения в чистоте в зависимости от характера листьев: обливали или опрыскивали растения с мелкими листьями, обтирали влажной кисточкой или щеткой резные листья, сухой кисточкой – листья, имеющие пушок. Весной ухаживали за огородом на окне. Посадка лука, уход, рыхление и полив. Выращивание овса и зелени для животных. Наблюдение за ростом герани на окне: как ведут себя листочки, если растение поворачивать (растениям требуется свет). Выращивание рассады цветов и пересадка на участок, посев семян цветов. Посадка семян огородных растений (лук, горох, бобы, салат, редис, кабачок). Кустики клубники: уход, рыхление и полив. Наблюдение за стадиями роста растений: появление ростка, бутона, листьев. Превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т.д. В ходе наблюдения отмечают изменения растущего растения и те признаки, которые остаются неизменными.

В группе создали Красную книгу растений и животных России из продуктивной совместной деятельности детей и родителей.

Весной совместно с родителями высадили саженцы деревьев вдоль забора детского сада и назвали: «Аллея выпускников».

Организация эколого- оздоровительной работы, явилось вторым направлением нашей работы. В нашем детском саду есть хорошо оснащенный зал, где проводятся физкультурно- оздоровительные занятия, спортивно- массовые мероприятия. Проводили утреннюю гимнастику на улице, в прогулки ежедневно включался оздоровительный бег. В непосредственно – образовательную деятельность и режимные моменты включены упражнения из комплекса ЛФК, на плоскостопие, осанку, точечный массаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Проводили закаливание с учетом индивидуальных особенностей организма ребёнка. Вся основная работа комплекса эколого- оздоровительных мероприятий ориентирована на индивидуальные физические возможности каждого ребёнка, дозированное увеличение нагрузок с учетом характера заболевания, группы здоровья.

В группе оборудован спортивный уголок, который помогает нам разнообразить занятия по физическому воспитанию и стимулирует детей к активной самостоятельной деятельности. Центр физической активности безопасен, удобен, соответствует возрасту и все материалы находятся в свободном доступе для детей. Дети посещают спортивный уголок не только с целью проведения подвижных игр, но для изучения наглядных материалов, тематических выставок и дидактических материалов. К оформлению и пополнению центра привлекали родителей.

В детском саду работает оздоровительная группа для педагогов: «Здоровая спина», руководителем и организатором является автор данной статьи.

Понимая, что огромное значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей в нашей группе проходило в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместные мероприятия с семьями детей по экологическому направлению не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносили в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества. Привлекали родителей к решению вопросов экологического воспитания детей. Данную работу проводили в двух направлениях: «педагог-родитель»; «педагог-ребенок-родитель». Проводили анкетирование с целью выявления их экологической компетентности. Родительские собрания в форме: «Беседы за круглым столом», «Деловые игры» в рамках родительский собраний использовали нетрадиционной форме (ток-шоу, острое блюдо, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Использовали научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, театрализованные представления с участием родителей.

Родители подключались к совместной трудовой деятельности на участке и в уголке природы

Оказывали помощь в оформлении фото- выставок, выставках совместной продуктивной деятельности, оформление экологических альбомов.

Педагоги свою деятельность вели в тесном сотрудничестве с городской «Станцией Юных Натуралистов». Организовывали экскурсии. Участвовали в городских природоохранных акциях: «Поможем животным вместе», «Добрая зима для птиц», «Сохраним живую ель», «Я — россиянин», «Первоцветы- ключ открывающие к лету». Дети и родители награждены грамотами и благодарственными письмами. Педагоги награждены благодарственными письмами за подготовку победителей и призеров в городских природоохранных акциях.

В детском саду организовывали акции: «Мы за чистый город», «Сохраним ежей», изготавливали буклеты, листовки.

Родители участники всех педагогических проектов по экологии.

В результате приобщения семей к экологическому воспитанию детей, позволило сформировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Педагоги повысили уровень педагогической компетентности в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Это позволило сделать вывод о том, что методы и приемы, используемые нами по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам эффективны.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год