«Экологическое воспитание» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Мальцева Татьяна Юрьевна | |||
01.05.2019 21:30 | |||
«Экологическое воспитание» Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.
Перед нами встал ряд проблем, связанных со следующими обстоятельствами.
Для решения этих проблем нами была выбрана программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», направленная на всестороннее развитие ребенка в процессе его экологического воспитания. Экологическое воспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Приступая к работе по приоритетному направлению – экологическому образованию дошкольников, поставили перед собой цель- воспитание личности ориентирующейся в реальной ситуации с окружающей средой, владеющей знаниями и методами решения проблем экологии в мире. Для ее достижения определили следующие задачи.
Реализацию поставленных задач мы начали с построения предметно- пространственной развивающей среды, связанной с экологизацией как воспитательно- образовательного процесса, так и всех режимных моментов. Формирование основ экологической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляли через интеграцию во всех образовательных областях и через различные формы совместной и самостоятельной деятельности детей. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка. Начиная работу по формированию у дошкольников экономного, бережного отношения к природе, особое внимание мы уделили созданию в группе бережного и творческого отношения к ресурсам и материалам, нацеливали детей на повторное использование бытовых отходов: совочки для песка, подставки для карандашей, вазочки для цветов; коробки использовали для конструирования, изготовления макетов, бросовый материал использовали для изготовления поделок и раздаточного материала для занятий и выносного материала для прогулок. В сборе материала и изготовление поделок участвовали родители. С целью формирования культуры природопользования у дошкольников у нас были разработаны тематические дни, педагогические проекты: «Вода- источник жизни», «Здоровье планеты в наших руках», «Стань природе другом». Знакомили детей со свойствами природных ресурсов и материалов (воздух, глина, песок, камни и т.д.) дети осознали, что они являются средой обитания различных живых существ. Сделали главный вывод, что рациональное использование природных ресурсов – это сохранение жизни человека и всего живого на планете. Организовали работу в центре природы. Дети с желанием всегда трудятся, напоминают о дежурстве. Сначала под руководством воспитателей, затем самостоятельно проявляли заботу о растениях, поддерживали растения в чистоте в зависимости от характера листьев: обливали или опрыскивали растения с мелкими листьями, обтирали влажной кисточкой или щеткой резные листья, сухой кисточкой – листья, имеющие пушок. Весной ухаживали за огородом на окне. Посадка лука, уход, рыхление и полив. Выращивание овса и зелени для животных. Наблюдение за ростом герани на окне: как ведут себя листочки, если растение поворачивать (растениям требуется свет). Выращивание рассады цветов и пересадка на участок, посев семян цветов. Посадка семян огородных растений (лук, горох, бобы, салат, редис, кабачок). Кустики клубники: уход, рыхление и полив. Наблюдение за стадиями роста растений: появление ростка, бутона, листьев. Превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т.д. В ходе наблюдения отмечают изменения растущего растения и те признаки, которые остаются неизменными. В группе создали Красную книгу растений и животных России из продуктивной совместной деятельности детей и родителей. Весной совместно с родителями высадили саженцы деревьев вдоль забора детского сада и назвали: «Аллея выпускников». Организация эколого- оздоровительной работы, явилось вторым направлением нашей работы. В нашем детском саду есть хорошо оснащенный зал, где проводятся физкультурно- оздоровительные занятия, спортивно- массовые мероприятия. Проводили утреннюю гимнастику на улице, в прогулки ежедневно включался оздоровительный бег. В непосредственно – образовательную деятельность и режимные моменты включены упражнения из комплекса ЛФК, на плоскостопие, осанку, точечный массаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Проводили закаливание с учетом индивидуальных особенностей организма ребёнка. Вся основная работа комплекса эколого- оздоровительных мероприятий ориентирована на индивидуальные физические возможности каждого ребёнка, дозированное увеличение нагрузок с учетом характера заболевания, группы здоровья. В группе оборудован спортивный уголок, который помогает нам разнообразить занятия по физическому воспитанию и стимулирует детей к активной самостоятельной деятельности. Центр физической активности безопасен, удобен, соответствует возрасту и все материалы находятся в свободном доступе для детей. Дети посещают спортивный уголок не только с целью проведения подвижных игр, но для изучения наглядных материалов, тематических выставок и дидактических материалов. К оформлению и пополнению центра привлекали родителей. В детском саду работает оздоровительная группа для педагогов: «Здоровая спина», руководителем и организатором является автор данной статьи. Понимая, что огромное значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей в нашей группе проходило в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместные мероприятия с семьями детей по экологическому направлению не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносили в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества. Привлекали родителей к решению вопросов экологического воспитания детей. Данную работу проводили в двух направлениях: «педагог-родитель»; «педагог-ребенок-родитель». Проводили анкетирование с целью выявления их экологической компетентности. Родительские собрания в форме: «Беседы за круглым столом», «Деловые игры» в рамках родительский собраний использовали нетрадиционной форме (ток-шоу, острое блюдо, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Использовали научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, театрализованные представления с участием родителей. Родители подключались к совместной трудовой деятельности на участке и в уголке природы Оказывали помощь в оформлении фото- выставок, выставках совместной продуктивной деятельности, оформление экологических альбомов. Педагоги свою деятельность вели в тесном сотрудничестве с городской «Станцией Юных Натуралистов». Организовывали экскурсии. Участвовали в городских природоохранных акциях: «Поможем животным вместе», «Добрая зима для птиц», «Сохраним живую ель», «Я — россиянин», «Первоцветы- ключ открывающие к лету». Дети и родители награждены грамотами и благодарственными письмами. Педагоги награждены благодарственными письмами за подготовку победителей и призеров в городских природоохранных акциях. В детском саду организовывали акции: «Мы за чистый город», «Сохраним ежей», изготавливали буклеты, листовки. Родители участники всех педагогических проектов по экологии. В результате приобщения семей к экологическому воспитанию детей, позволило сформировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности. Педагоги повысили уровень педагогической компетентности в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста. Это позволило сделать вывод о том, что методы и приемы, используемые нами по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам эффективны.
|