Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
Разработала: Воспитатель Кочина Ирина Алексеевна Нижний Новгород 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 439»
1. Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения, создаются нормативно-правовые документы. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Скачать конспект
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
1. 1. Актуальность
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость
- понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями)
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство — самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
1. 2. Идея проекта.
В связи с этим мною был разработан долгосрочный проект, был подобран методический материал и создана разнообразная эколого — развивающая среда, являющаяся носителем формирования основ экологического воспитания, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
1. 3.Новизна инновационного проекта
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини — проекты), выстроенной согласно датам «Международного экологического календаря». Данный проект интегрирован в разработанный годовой план мероприятий. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включенность детей и родителей в жизнь группы. Используются новые, увлекательные технологии, которые могут обеспечить включенностью, дающую бесспорные положительные результаты.
1. 4. Тип проекта
- познавательно – исследовательский,
- практико – ориентировочный,
- долгосрочный.
1. 5. Сроки реализации проекта.
По времени: долгосрочный
Сроки реализации: 2018-2019 год.
1. 6. Адресация проекта. Участники проекта.
Проект адресован на совместную работу педагогов МБДОУ «Детский сад № 439» с детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей.
Участники проекта: педагоги, дети, родители МБДОУ «Детский сад № 439»
2. Целеполагание.
2. 1. Цель:
- формирования основ экологического воспитания, экологического сознания, экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста, как начального этапа формирования личности человека.
2. 2.Задачи проекта.
- образовательные: формировать знания об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы
- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать
- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально — положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
3. Ожидаемые результаты проекта.
У детей сформируются:
- экологические знания, основы экологического воспитания
- сознание важности природоохранных мероприятий
- навыки правильного поведения в природной среде
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно * творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы
- гармонизируются детско-педагогические отношения
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
4. Стратегия реализации проектной идеи.
- этап. Организационно-подготовительный.
- этап. Основной. Реализация проекта.
- этап. Обобщающий
- 1. Организационно — подготовительный этап.
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Анкетирование родителей.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала
1. 4. Основной этап (деятельный — реализация проекта).
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:
- Работу с детьми.
- Работу с родителями.
Работа с детьми:
- непосредственно — образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
- самостоятельная деятельность детей.
Познавательная — речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематические НОД экологической направленности.
- Познавательно — исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике.
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, и т.д.
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы
- Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
- Сочинение экологических сказок и, викторина, «Что, где, когда, почему?»
Социально — коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры
- дидактические игры
- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры
- театрализованные игры. интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда, почему?» Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторина, и т.д.
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- уход за растениями и посадками в группе
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада.
Художественно — эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно — модельная деятельность.
- Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.
Физкультурно — оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры
- спортивные досуги, праздники экологического содержания
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:
природоохранных акции на тему:
- «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек, подкормка птиц)
- «Огород круглый год»
- «Аптека на подоконнике»
- «Цветы в нашей группе»
- «Сохраним подснежник»
- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)
- «День без автомобиля»
- «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (благоустройство территории детского сада).
- «Подарим бумаге вторую жизнь – сохраним дерево»
- «Посади дерево и сохрани его»
- «Спасем елочку»
- «Не жгите траву».
Выставок творческих работ на тему:
- «Дары осени»
- «Природа и творчество»
- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!»
- «Цветущий май»
- «Воздух вокруг нас»
- «Чудеса из дерева» и т.д.
Работа с родителями:
- проведение анкетирования «Экологическое воспитание детей в семье»
- родительское собрание «Войди в природу другом»
- Консультация: «Задачи экологического воспитания в семье и их реализация»
- родительское собрание КВН «Тайны природы»; «Воспитание любви к природе»
- Беседа «Экологическая почта»
- Выпуск экологической газеты «Мир, в котором мы живем»
- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»
семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;
- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»
- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания, создание буклетов экологической тематики
- Участие в выставке поделок
- привлечение к участию в природоохранных акции
- проведение праздников, развлечений
- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.
4. 3. Третий этап – заключительный.
- Презентация проекта.
- Итоговые мероприятия по мини – проектам в группах.
- Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.
- Создание выставки методического и творческого материала.
- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм — передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).
Дети:
- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой
- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий
- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
- принимают активное, живое участие в жизни группы;
- проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
- проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
- осознают особенности организации психолого — образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
6. Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в формировании экологических основ воспитания детей.
7. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
Отчет о реализации проекта (письменный, устный, открытое мероприятие, видеофильм, презентация и др., выступление на педсоветах, работа вне дошкольного учреждения).
8. Список литературы:
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
- О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012
- Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ. Сфера М2010
- Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до Я. 2006, №2
- Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001г.
- О.Ф. Горбатенко. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. — 2-е изд., стереотип. / Волгоград: Учитель, 2008г.
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология» ТЦ «Учитель» Воронеж 2008 г.
- В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр Москва 2010 г.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Старшая группа; в 2ч — О.А. Воронкевич – СПб: Детство – пресс, 2002
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2012
- Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008
|