Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
Занятия по Экологии
Автор: Кочина Ирина Алексеевна   
27.02.2019 08:29

Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»

Разработала: Воспитатель Кочина Ирина Алексеевна Нижний Новгород 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 439»

1. Пояснительная записка

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения, создаются нормативно-правовые документы. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

 

Скачать конспект

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

1. 1. Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

  • осознание ребёнком себя как части природы
  • воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий
  • формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость
  • понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать
  • формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды
  • усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями)
  • формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство — самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

1. 2. Идея проекта.

В связи с этим мною был разработан долгосрочный проект, был подобран методический материал и создана разнообразная эколого — развивающая среда, являющаяся носителем формирования основ экологического воспитания, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.

1. 3.Новизна инновационного проекта

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини — проекты), выстроенной согласно датам «Международного экологического календаря». Данный проект интегрирован в разработанный годовой план мероприятий. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включенность детей и родителей в жизнь группы. Используются новые, увлекательные технологии, которые могут обеспечить включенностью, дающую бесспорные положительные результаты.

1. 4. Тип проекта

  • познавательно – исследовательский,
  • практико – ориентировочный,
  • долгосрочный.

1. 5. Сроки реализации проекта.

По времени: долгосрочный

Сроки реализации: 2018-2019 год.

1. 6. Адресация проекта. Участники проекта.

Проект адресован на совместную работу педагогов МБДОУ «Детский сад № 439» с детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей.

Участники проекта: педагоги, дети, родители МБДОУ «Детский сад № 439»

2. Целеполагание.

2. 1. Цель:

  • формирования основ экологического воспитания, экологического сознания, экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста, как начального этапа формирования личности человека.

2. 2.Задачи проекта.

  • образовательные: формировать знания об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы
  • развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать
  • воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально — положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.

3. Ожидаемые результаты проекта.

У детей сформируются:

  • экологические знания, основы экологического воспитания
  • сознание важности природоохранных мероприятий
  • навыки правильного поведения в природной среде
  • чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе
  • эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно * творческой деятельности.

У родителей:

  • расширятся знания по экологическому воспитанию детей
  • повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы
  • гармонизируются детско-педагогические отношения
  • повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

  • повышение профессионализма
  • внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

4. Стратегия реализации проектной идеи.

  1. этап. Организационно-подготовительный.
  2. этап. Основной. Реализация проекта.
  3. этап. Обобщающий
  4. 1. Организационно — подготовительный этап.
  • Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  • Анкетирование родителей.
  • Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  • Составление плана реализации проекта.
  • Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  • Поиск различных средств достижения целей;
  • Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  • Создание дидактического и методического материала

1. 4. Основной этап (деятельный — реализация проекта).

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:

  • Работу с детьми.
  • Работу с родителями.

Работа с детьми:

  • непосредственно — образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.

Познавательная — речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические НОД экологической направленности.
  • Познавательно — исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, и т.д.
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок и, викторина, «Что, где, когда, почему?»

Социально — коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

  • сюжетно-ролевые игры
  • дидактические игры
  • развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры
  • театрализованные игры. интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда, почему?» Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторина, и т.д.

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

  • уход за растениями и посадками в группе
  • создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями
  • поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада.

Художественно — эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно — модельная деятельность.
  • Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.

Физкультурно — оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

  • спортивные, подвижные игры
  • спортивные досуги, праздники экологического содержания

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

природоохранных акции на тему:

  • «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек, подкормка птиц)
  • «Огород круглый год»
  • «Аптека на подоконнике»
  • «Цветы в нашей группе»
  • «Сохраним подснежник»
  • «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)
  • «День без автомобиля»
  • «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (благоустройство территории детского сада).
  • «Подарим бумаге вторую жизнь – сохраним дерево»
  • «Посади дерево и сохрани его»
  • «Спасем елочку»
  • «Не жгите траву».

Выставок творческих работ на тему:

  • «Дары осени»
  • «Природа и творчество»
  • «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!»
  • «Цветущий май»
  • «Воздух вокруг нас»
  • «Чудеса из дерева» и т.д.

Работа с родителями:

  • проведение анкетирования «Экологическое воспитание детей в семье»
  • родительское собрание «Войди в природу другом»
  • Консультация: «Задачи экологического воспитания в семье и их реализация»
  • родительское собрание КВН «Тайны природы»; «Воспитание любви к природе»
  • Беседа «Экологическая почта»
  • Выпуск экологической газеты «Мир, в котором мы живем»
  • проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»

семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

  • оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»
  • оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания, создание буклетов экологической тематики
  • Участие в выставке поделок
  • привлечение к участию в природоохранных акции
  • проведение праздников, развлечений
  • привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

4. 3. Третий этап – заключительный.

  • Презентация проекта.
  • Итоговые мероприятия по мини – проектам в группах.
  • Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.
  • Создание выставки методического и творческого материала.
  • Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм — передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).

Дети:

  • освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой
  • сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий
  • повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям
  • у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.

Родители:

  • родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
  • принимают активное, живое участие в жизни группы;
  • проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
  • проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
  • осознают особенности организации психолого — образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств

Педагоги:

  • личностный и профессиональный рост; самореализация.
  • приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

6. Заключение.

Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в формировании экологических основ воспитания детей.

7. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.

Отчет о реализации проекта (письменный, устный, открытое мероприятие, видеофильм, презентация и др., выступление на педсоветах, работа вне дошкольного учреждения).

8. Список литературы:

  • Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
  • О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012
  • Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ. Сфера М2010
  • Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до Я. 2006, №2
  • Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008
  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001г.
  • О.Ф. Горбатенко. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. — 2-е изд., стереотип. / Волгоград: Учитель, 2008г.
  • В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология» ТЦ «Учитель» Воронеж 2008 г.
  • В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр Москва 2010 г.
  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Старшая группа; в 2ч — О.А. Воронкевич – СПб: Детство – пресс, 2002
  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2012
  • Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год