Проект «Путешествие в мир природы» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Климова Мария Вадимовна | |||
30.01.2019 02:27 | |||
Проект «Путешествие в мир природы» Климова Мария Вадимовна Воспитатель 1-ой квалификационной категории «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…». Актуальность проекта. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.
Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.). Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Для того чтобы получить необходимые знания в нашем детском саду имеются все необходимые условия: в групповой комнате — уголок природы; на территории ДОУ — экологические тропа, уголок леса, огород. В достаточном количестве наглядный иллюстрационный материал, дидактические игры экологического содержания, методическая, справочная и детская художественная литература. Цель проекта: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Ожидаемые результаты: Дети: Сформированы элементарные представления о временах года Сформировано представление о труде взрослых в разное время года Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы Родители: Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания Повысился уровень экологической воспитанности родителей Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы Привлекают детей к совместному труду в природе Вид проекта: образовательный, игровой. Продолжительность проекта: октябрь – май. Участники проекта: Воспитанники младшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников. Этапы работы над проектом. I этап – подготовительный Постановка цели, задач проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности; Перспективное планирование проекта. II этап – основной (практический) Ознакомление с литературными произведениями. Рассматривание иллюстраций и беседы по ним. Разучивание потешек. Прослушивание и обсуждение художественных произведений. Дидактические и пальчиковые игры. Просмотр мультфильмов. Консультации для родителей. III этап – заключительный. Проведение развлекательного мероприятия. Анализ результата проекта. Направления Виды детской деятельности Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» Игра-драматизация «Репка», «Теремок» Дидактическая игра «Овощи», «Волшебный мешочек» Физическое развитие Подвижные игры «Огуречик», «Солнышко и дождик» Пальчиковая гимнастика «Капуста» Физкультминутка «Огород у нас в порядке» Речевое развитие Рассматривание сюжетных картин Посадка лука Беседы «Дикие и домашние животные», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки» Познавательное развитие Загадки, стихи про овощи Обогащение словарного запаса, связной речи Ознакомление с природными явлениями, свойствами песка, снега, воды Художественно-эстетическое развитие Чтение сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» Рисование «Листопад», «Дождик капает», «Около домика выросла ёлочка», «Вот зима, вокруг бело» Лепка «Созрели яблочки в саду», «Зайчик», «Снеговик» Трафареты, раскраски с овощами, фруктами Предполагаемый результат: Дети должны получить первичные представления о природе, многообразии животного и растительного мира планеты, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы, осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями, животными. Активизировать работу в уголке природы. Вывод Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.
|