Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятиях |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Ноздрина Инна Евгеньевна | |||
26.10.2018 05:28 | |||
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятиях Ноздрина Инна Евгеньевна Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1985», ДО «Солнечный город», должность: учитель – логопед. АННОТАЦИЯ. В статье обосновывается эффективность применения экологического воспитания на занятиях по логопедии. Описывается специфика применения экологического материала на указанных занятиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Представлена сводная таблица наиболее важных практических упражнений, связанных с экологическим воспитанием, применяемых на логопедических занятиях. В заключении даются общие выводы и рекомендации, основанные на практике использования указанных упражнений. СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ: экологическое воспитание, дошкольное воспитание, природа, развитие речи, логопедия.
На современном этапе воспитания у детей начал экологического сознания – одно из главных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного экологического образования. Именно в этом возрасте у детей появляется большой интерес к объектам природы, легко усваивается адаптивная информация экологического содержания. Данный возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанно-правильного, эмоционально-положительного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети в этот период доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную практическую деятельность, эмоционально реагируют на всё, охотно повторяют слова и действия[2]. Природа – неисчерпаемый источник форм, красок, звуков. Важно только правильно организовать чувственные восприятия у детей объектов природы, продуманно руководить занятиями, экскурсиями, наблюдениями, дающими детям массу впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствующие развитию речи и коррекции существующих дефектов. По мнению В.Н. Черняковой, работа воспитателя по развитию культуры речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений[3]. Поэтому на территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, декоративные растения, цветы, овощные культуры – дающие возможность знакомить детей с особенностями растительного мира. Выращивая растения на клумбах своего участка, дети трепетно ухаживают за ними, наблюдают красоту окружающего мира. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет и «живой уголок», где содержаться домашние животные. В результате такой деятельности дети получают осознанную радость от того, что и его усилиями все живое становится и остается живым и красивым. У детей закрепляются знания о временах года, готовность помогать растениям и животным, воспитывается интерес к познанию природы, а также закрепляются умения пользоваться пословицами, поговорками, расширяется словарный запас. Близость с природой возбуждает эмоции, обостряет деятельность анализаторов, что улучшает речевую активность. Главной задачей работы логопеда является формирование и коррекция всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Формирование правильной речи является необходимой предпосылкой успешного обучения и развития ребенка, а также непременным условием овладения любой деятельностью – теоретической и практической. Предполагается использование различных форм работы. Опишем наиболее важные логопедические упражнения, связанные с экологическим воспитанием, применяемые на логопедических занятиях (см. таблицу). Использование указанных инновационных приемов и методов, подтвердивших свою эффективность многолетней практикой, направленных на формирование у детей представлений о временах года, приобретение новых знаний о природе, расширение кругозора, позволяют формировать у дошкольников различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе, – умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют пассивный и активный словарь, учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвовать в диалоге[1]. Решение этих задач – это широкая умственная подготовка к систематическому обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах. Исходя из нашей практики, мы уверенно можем говорить о том, что любовь к растениям, животным помогает ребенку преодолеть свой эгоизм, развить такие способности как сочувствие, сопереживание, а это и есть начало формирования духовности. При общении с природой у детей возникает стремление стать лучше, что в дальнейшем может превратиться в устойчивое качество, обеспечивающее непрерывное саморазвитие, самосовершенствование. Считаем, что данная система работы является эффективной с детьми, имеющим речевые нарушения, которым в силу их индивидуальных психических и речевых особенностей требуется неоднократное повторение. И только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно успешное преодоление имеющихся у детей речевых дефектов. Экологическое воспитание является актуальнейшим направлением современной педагогики, его главная цель — формирование экологического сознания, экологической культуры личности. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общие гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисного качества человеческого начала в индивидууме. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|