«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Галкина Елена Александровна | |||
07.10.2021 22:50 | |||
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Проблемы экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и им уделяют всё больше внимания. Это проблема вызвана тем, что дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу. Родители в погоне за интеллектом своих детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом. Взаимосвязь человека с природой, является одной из главных проблем, в настоящее время, взаимодействия человеческого общества на окружающую среду приняла значительные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В настоящее время вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства у ребёнка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Произойдет это только если взрослые, воспитывающие ребенка, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают своим детям прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладывают первые основы миропонимания и нравственно – ценностного опыта взаимодействия с предметно – природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с природой. Это должно стать потребностью детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др. Мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Наблюдаем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья и кустарники, птиц. Наблюдения, прогулки, экскурсии дают детям почву для размышлений. У них появилось множество «Почему?» и «Зачем?». Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Мы используем календарь наблюдений за сезонными изменениями природы; календари наблюдений за ростом и развитием растений; календарь наблюдений за птицами. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко. Естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Дети охотно играют в такие дидактические игры как «Как зовут тебя деревце», «С какого дерева лист», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что за птицы», «Отгадай, что за растение», «Четвёртый лишний», «Волшебный экран», «Путешествие по глобусу», «Парочки» и другие. С удовольствием разучивают подвижные игры «Совушка – сова», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Море волнуется раз» и другие. Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углублены, объединены, систематизированы. Много знаний о природе дети получают во время организованной образовательной деятельности. На занятиях дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание. На некоторых объектах природы я показываю, что без них природа не может обойтись: что будет, если не станет комаров. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей, но основываясь на научные данные. Например, занятия по теме «Лес» нам помог провести сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» – водяной и Русалка. Также мы читаем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, –все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Для занятий используем наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания. Очень остро встал вопрос о загрязнении окружающей среды. Дети взволнованно обсуждают эту тему, осуждают тех, кто является виновником, замечают за окружающими их неправильное поведение. Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
|