ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕТСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Короткова Надежда Владимировна | |||
11.01.2017 17:57 | |||
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕТСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Короткова Н.В. ГБДОУ № 16 Адмиралтейский район Санкт-Петербурга Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного, начального, среднего, специального и высшего образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, осознание угрозы экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики. Современные дошкольники оторваны от живой природы и ее ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического образования ребенка и усложняет воспитательную практику. Президент России подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны
Дети, особенно если они проживают в крупном городе, редко имеют возможность тесного общения с природой. Взаимодействие с природой это важный компонент экологического и эстетического развития ребенка. Но даже если у взрослых есть возможность вывозить ребенка на природу, то они не всегда верно организовывают деятельность детей, поддерживающую интерес к познанию и пробуждению эмоций. А ведь очень важно показывать красоту каждого листочка и цветка. Сегодня взрослые должны помочь дошкольнику испытать восторженные чувства при виде капелек росы, радуги в солнечный день и других природных явлений. Положительные эмоциональные переживания формируют основу экологического сознания ребенка. Теоретические основы рассмотрения экологического сознания были заложены в научных и социально-философских концепциях ХХ-го века: «Ноосферное учение» В.И. Вернадского, «Мировоззрение Холизма» Е.Нордланд, «Благоговенье перед жизнью» А.Увейцера, «Биогеосистемная экология» И.В. Стебаева, «Экология человека» В.П. Казначеева, «Этика осознания» Р.Хиггинса, «Десять больших идей экологии» В.Джекобсона, экологическая педагогика и психология С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина. Экологическое понимание мира сегодня изучается на пересечении и взаимодействии нескольких рядов научных дисциплин: от биологии и генетики до истории культуры и философии, психологии и социологии. Все значимее становятся исследования выполняемые в русле экологической педагогики [1]. На сегодняшний день в педагогике не сложилось единого мнения на предмет экологического образования. Так, Сорочук Т.А. считает, что в экологическое развитие можно включить следующие компоненты: нравственное воспитание (гуманность к природе); интеллектуальное развитие (экологические знания); умение видеть и чувствовать прекрасное в природе (развития эстетических чувств); практическая деятельность (уход за животными и растениями) [4]. Николаева С.Н. считает главной целью экологического воспитания формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется [5]. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:
Психологами доказано, что даже самые великолепные репродукции и фотографии не смогут дать детям полного представления и природном мире, поскольку очень важно, чтобы дошкольники воспринимали его при помощи всех органов чувств. Поэтому в ходе экологического воспитания так важно объединение следующих видов деятельности [2]:
На базе ГБДОУ № 16 Адмиралтейского района мною был проведен ряд диагностических методик на выявление уровня экологической культуры и креативности. В диагностический комплекс входили: методики Дерябо-Ясвина «Натурафил» и «Альтернатива; методика «Экологический выбор» С. А. Котовой; диагностика экологического отношения по Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцовой; методика «Дорисовывание фигур О. М. Дьяченко». Результаты детей старшего дошкольного возраста показали, что у дошкольников недостаточно сформировано экологическое сознание. Заинтересованность ребенка природным миром ситуативна, краткосрочна. Эмоциональная реакция слабо отражается в речевых высказываниях, что свидетельствует о ее недостаточной осознанности. Зачастую дошкольники демонстрируют противоречие между имеющимися знаниями и реальным поведением. Они знают, что природу нужно беречь, но сами не всегда готовы выполнять в жизненных ситуациях. Ведущим типом мотивации дошкольника в отношениях с природой является прагматический (по В.Я. Ясвину). Он проявляется в потребительском отношении к природному миру и его объектам. Это говорит о том, что дети извлекают сиюминутную выгоду от природы, не задумываясь, потребляют ее ресурсы. Оценивая воображения у дошкольников, можно сказать, что оно находится на низком уровне. У обследованных детей данного возраста плохо развито воображение, отсутствует детализация, разработанность и оригинальность в изобразительном творчестве. Полученные результаты говорят о необходимости проведения специальной целенаправленной работы педагога в этом направлении. На мой взгляд, выявленную проблему может решить введение дополнительного образовательного модуля. Мною был разработан краткосрочный детско-родительский проект «Сам себе я помогу и природу сберегу», в котором использовался интегрированный подход, объединяющий образовательную и художественно-творческую деятельность. Целью данного проекта является формирование основ экологической культуры у детей старшей возрастной группы через художественно-творческую и познавательную деятельность. Были поставлены следующие задачи:
Различные занятия искусством не только помогают раскрыть творческий потенциал дошкольника, но и формируют у него правильное мировоззрение, воздействуя на всю эмоционально-чувственную сферу. Поэтому обучение и воспитание дошкольников должно использовать средства арт-педагогики, интегрирующие различные виды искусства [3]:
Основная цель использования средств арт-педагогики – социальная адаптация личности через различные виды и средства искусства, творческое развитие детей. Проявление себя в различных видах изобразительной практики и экспериментирования помогает детям в понимании самого себя, понимании других, дает возможность знакомиться с окружающим миром через нравственность и красоту [3]. Поэтому опора на разные виды искусства, применение арт-педагогических средств активно была использована на занятиях проекта «Сам себе я помогу и природу сберегу». Для работы с детьми старшей группы были выбраны следующие арт-технологии:
В содержание проекта были включены различные художественные произведения, соответствующие основным тематическим блокам:
При отборе содержания занятий мы опирались на потребности и интересы дошкольников, особый акцент мы уделяли созданию таких педагогических условий, которые смогут превратить ребенка в субъект своей деятельности. Поэтому каждое занятие завершалось каким-либо деятельностным актом по созданию творческого продукта. Педагог выстраивает взаимосвязь различных видов деятельности: музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой. Благодаря такой работе дошкольники получают познавательную нагрузку, активизацию мотивационной сферы и творческого потенциала. С помощью системного использования арт-технологий у дошкольника идет развитие эстетической эмпатии, ребенок учится видеть и сопереживать процессы, которые происходят в окружающей среде. Как сказал великий русский писатель М.М. Пришвин «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Именно в раннем возрасте необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». Список литературы:
|