Проект по экологическому воспитанию «Планета — наш дом» в подготовительной группе. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Соснина Алёна Альбертовна | |||
08.07.2018 13:29 | |||
Проект по экологическому воспитанию «Планета — наш дом» в подготовительной группе. Воспитатель: Соснина А.А. Актуальность темы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить -значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Тип проекта: Краткосрочный (октябрь), исследовательский, практико-ориентированный. Цель проекта: Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру. Задачи проекта:
Ожидаемые результаты: у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым; у детей развит интерес к явлениям и объектам природы; дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы; повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей; создано единое воспитательно — образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Этапы реализации проекта:
3этап –Заключительный Подготовительный этап Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием. Основной этап
Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.
Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.
Беседа «Помогите птицам» Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Беседа «Как образуется иней?» Беседа «Елкины иголки» Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения. Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?» * Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: «Красная Книга Архангельской области». Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Беседа: «Вода – это жизнь» Цель: дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов. Беседа об охране природы. Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания детей о насекомых. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу» Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе. Дидактическая игра: «Назови растение». Цель: уточнить знания о комнатных растениях. Дидактическая игра: «Кто где живет». Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания. Дидактическая игра: «Живое – неживое». Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Взаимодействие с родителями по Изготовлению картотеки дидактических и экологических игр. Заключительный этап Подведение итогов Презентация проекта Участники проекта: Воспитатели, дети и их родители. Срок реализации проекта: октябрь 2017г. Принципы реализации проекта: Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение. Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности. Формы реализации проекта: Беседы, Непосредственная образовательная деятельность; Наблюдения и экологические экскурсии; Познавательное чтение. “Уроки доброты”. Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты). Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности. Ресурсное обеспечение проекта: Уголок экологии и экспериментирования в группе. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.). Библиотечка юного эколога. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”. Ожидаемые результаты:
поисково-познавательной деятельности. 3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и здоровью. ПРИЛОЖЕНИЯ Литературное сопровождение проекта: * Константин Ушинский — «Спор деревьев» (рассказ) Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою. Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: – Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает. Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. – Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было. * Стихи про экологию для детей Птичка Она шоссе перелетала. Водитель не затормозил, И птичка бедная попала Под тяжело груженный ЗИЛ. Возьми она чуть-чуть повыше – Она б себя уберегла: Она не только что над крышей, Над лесом пролететь могла! Был майский вечер тих и светел, В сиренях пели соловьи. И этот случай не отметил Дежурный местного ГАИ. (С. Михалков) Вишня В ясный полдень, на исходе лета, Шел старик дорогой полевой; Вырыл вишню молодую где-то И, довольный, нес ее домой. Он глядел веселыми глазами На поля, на дальнюю межу И подумал: «Дай-ка я на память У дороги вишню посажу. Пусть растет большая-пребольшая, Пусть идет и вширь и в высоту И, дорогу нашу украшая, Каждый год купается в цвету. Путники в тени ее прилягут, Отдохнут в прохладе, в тишине, И, отведав сочных, спелых ягод, Может статься, вспомнят обо мне. А не вспомнят — экая досада, — Я об этом вовсе не тужу: Не хотят — не вспоминай, не надо, — Все равно я вишню посажу!» (М. Исаковский). Хоть трава не расти Всё меньше нетронутых мест на планете. По тундре разлиты озёра из нефти. И вихри враждебные вьются из труб... Живая природа – уже полутруп. Поставил её человек на колени. Всё дальше на север уходят олени... Мы денег побольше хотим огрести. А что после нас? ХОТЬ ТРАВА Не расти… Деревце Была горячая пора: Всё лето жарила жара, И я про клён не забывал, Пять раз в неделю поливал. И выжил в это лето клён! Меня повыше ныне он, И зеленеет по весне. Иду – он веткой машет мне. Привет, привет, дружок! Расти! Рад, что помог тебя спасти. Не зря прожита жизнь моя: Хоть что-то с пользой сделал я! (А. Дмитренко).. Кормилец Я единственный кормилец Всех ворон и голубей, Ждёт мой крошечный гостинец Каждый крошка-воробей. Только выйду на крыльцо, Узнают меня в лицо, И гурьбой с окрестных крыш: – Чем, родимый, угостишь? (А. Орлова) Окружающая среда Всё – от старой сосны у забора До большого тёмного бора И от озера до пруда – Окружающая среда. А ещё и медведь, и лось, И котёнок Васька небось? Даже муха – вот это да! – Окружающая среда. Я люблю на озере тишь, И в пруду отраженья крыш, Рвать чернику люблю в лесу, Барсука люблю и лису... Я люблю тебя навсегда, Окружающая среда! (Л. Фадеев)
Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути! В них ни въехать, Ни войти. Ответ (Радуга) В синем небе, Как по речке, Белые плывут овечки. Держат путь издалека Как зовут их? … Ответ (Облака) По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает – иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой … Ответ (Тучи) На улице рубашка, В избе рукава. Ответ (Солнечный луч) Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все … Ответ (Солнце) Голубой платок, алый колобок, По платку катается, людям улыбается. Ответ (Небо, солнце) Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! Ответ (Небо) Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. Ответ (Луна, месяц) Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня … Ответ (Луной) Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой. Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой. Ответ (Ветер) Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это — … Ответ (Дождь) На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. Ответ (Снег) Что за звёздочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь — вода в руке. Ответ (Снежинки) Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … Ответ (Мороз) Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём … Ответ (Узор) Не снег, не лед, А серебром деревья уберет. Ответ (Иней)
|