Методическая разработка «Воспитание любви к природе» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Филиппова Валентина Леонидовна Тарасова Юлия Александровна | |||
07.07.2018 23:41 | |||
Методическая разработка «Воспитание любви к природе» Авторы:
воспитатели подготовительной группы МАДОУ № 49 г. Великий Новгород Дошкольное воспитание – начальный этап становления личности ребенка. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей — одна из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одной из первоначальных задач считается привлечение родителей к совместной работе. Особенность родителей как объекта экологического образования в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.
Какими вырастут наши дети, зависит от нас – взрослых. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Деятельность в этом направлении мы начали с работы с родителями. На родительском собрании мы пришли к выводу, что в основном родительское экологическое воспитание сводится к запретам или указаниям – «нельзя». Был разработан комплекс бесед родителей с детьми: -Что будет, если исчезнут птицы? -Куда и зачем спешит муравей? -Может ли быть больно дереву? -Зачем нужны насекомые? И т.д. Через беседы с детьми родители помогали нам воспитывать у детей бережное отношение к флоре и фауне. Систематически объясняли детям взаимосвязь природы и человека, учили замечать красоту окружающей природы. Мы помогаем родителям в беседах с детьми обращать внимание на красоту природы, бережное отношение к ней. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. Все это тоже важно, но научить ребенка видеть мир во всех его красках задача немало важная, только через природу в ребенке можно развить доброту, внимательность, творчество, трудолюбие. В своей работе с детьми мы стараемся рассказать в доступной форме обо всем, что их окружает, в конце недели мы даем задание родителям на выходные (прогулки в парке, экскурсия в контактный зоопарк), вместе с ребенком обсудить его впечатления и записать высказывания. Наши воспитанники любят рассказы Э.Шима, в которых идет интересный разговор о растениях, об отношениях к ним. Помогают и самодельные альбомы «Птицы нашего края», «Времена года», «Цветы»,» Загадки о природе», изготовленные родителями совместно с детьми. Большое внимание мы уделяем организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий, созданию условий на территории детского сада, чтобы учить детей видеть необычное в обычном, которое окружает нас ежедневно. Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, мы отбираем литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы, наблюдения. Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания.
Проводим совместно с родителями проекты «Золотая осень», «Люблю березку русскую»,» Поет зима аукает». Разработали ряд кроссвордов для детей, проводим акции «Семечко и зернышко про запас» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, зерна для подкормки птиц зимой), «Чистый город» — уборка и благоустройство территории детского сада, корм животным – сбор «Фонд Спасение». Совместно с детьми составили картотеку экологических игр: - деревья и кустарники -от какой ветки детки -кто во что одет -пищевая цепочка на лугу, в поле, водоеме. Активно участвуем в Эко-КВНе детского сада между группами. В год экологии приняли участие в съемке видеоролика «Возьмем планету под защиту» в рамках городского фестиваля «Детство – это я и ты» в номинации эко-объектив. Как показывает наш опыт – у детей появляется интерес и желание наблюдать за насекомыми, птицами, за всем, что нас окружает. Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества дошольного и семейного воспитания.
|