«Использование новых педагогических технологий в процессе формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проект «Что? Откуда? Почему?». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Чекунова Наталья Владимировна Баркалова Ольга Александровна Пронина Татьяна Николаевна Юрина Юлия Ивановна | |||
24.12.2017 04:16 | |||
«Использование новых педагогических технологий в процессе формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проект «Что? Откуда? Почему?». Авторы:
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 148" г. Воронеж В рамках проведения года экологии в России, одной из приоритетных воспитательно – образовательных задач МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148» г. Воронежа является экологическое воспитание дошкольников.
В процессе реализации ФГОС ДО метод проектов, как педагогическая технология, является одним из основных методов работы с дошкольниками. Это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Актуальность работы: Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей в проекте «Что. Откуда. Почему» позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников о природе и природных материалах, их свойствах; позволит развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность. Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравнится с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас. «Что? Откуда? Почему?» — экологический проект, который позволит не только закрепить на практике теоретические знания о природе и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации. Целью данного проекта является формирование у детей представлений о бережном и сознательном отношении к природе через различные виды деятельности: ценностно–ориентированную; познавательную; творческую; коммуникативную. Перед реализацией проекта были поставлены следующие задачи:
Ожидаемые результаты Дети:
- Содействовать развитию представлений о растительном мире. Родители: - Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного, трудового и экскурсионного характера. Педагоги:
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей. I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (определение актуальности, постановка цели и задач) II этап ОСНОВНОЙ (реализация проекта) III этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (подведение итогов, рефлексия) В процессе реализации проекта был разработан перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей младшего школьного возраста по темам: вода, песок, воздух, бумага камни. По этим темам была организованна картотека опытов, которые проводились с детьми в группе детского сада и на улице. Например, «Что как плавает», «Достань ракушку», «Тонущие корабли», «Испечем угощенье», «Следы», «Посыпалки», «Буря в стакане», «Сделаем ветерок», «Мой веселый звонкий мяч», «Легкий – тяжелый», «Твердый — мягкий», «Порвем бумагу», «Тонкая — толстая» и т.д. Для реализации проекта в группе создавалась развивающая предметно – пространственная среда для проведения опытов и экспериментов – «Наша лаборатория» со всем необходимым оборудованием для ознакомления с окружающим. Также проект содержал цикл ООД «В гостях у профессора Знайкина», где осуществлялась преемственность с детьми старшего дошкольного возраста. Дети из подготовительной группы, в костюмах Знайки и Незнайки, помогали усвоить младшим дошкольникам элементарные экологические понятия и основы экологической культуры. Финалом проекта было итоговое открытое УВМ для сверстников и педагогов, с использованием ИКТ. ФГОС ДО предусматривает активное взаимодействие с родителями. В процессе реализации проекта родители были активно включены в работу: организовывали РППС в группе, участвовали в семинаре – практикуме на тему «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире», организовывали экскурсию в библиотеку, где для нас подготовили целое мероприятие по экологии. Ожидаемые результаты от проекта достигнуты. У детей повысился уровень знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе, обогатилась методическая база группы дидактическими материалами экологического направления, добились активного включения родителей в совместные с детьми мероприятия познавательного, трудового и экскурсионного характера, а также повышение их педагогической компетентности по расширению экологических знаний у детей.
|