Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Дурасова Елена Николаевна | |||
11.12.2017 02:13 | |||
Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. – В. А. Сухомлинский Педагогам необходимо всегда помнить слова Василия Александровича Сухомлинского и действовать должным образом при воспитании дошколят. Необходимо с первых лет жизни ребёнка воспитывать в нём ответственное отношение к своим поступкам, к своему взаимодействию со остальными людьми и окружающим миром в целом. В этой связи, старший дошкольный возраст для педагога предоставляет прекрасную возможность для того, чтобы продолжить укреплять в ребёнке положительные черты характера, развивать основы личностной культуры детей, разъяснять новые знания и формировать целостную картину мира.
Старший дошкольный возраст является этапом развития ребёнка, при котором с наибольшей эффективностью можно закреплять в детях знания об экологии на основе ознакомления с природой родного края. Через знакомые для ребёнка образы необходимо объяснять главные принципы положительного взаимодействия людей с окружающим миром, разъяснять разницу между положительным и отрицательным влиянием человека на природу и добиваться позитивного эмоционального отклика от детей. При этом, педагоги должны помочь детям осознать, что они – неотъемлемая и важная часть природы и мира в целом. Однако, свою роль в ней они должны определить со временем уже сами, естественно, в более зрелом возрасте. Но основы этого закладываются именно в детстве. Педагогу необходимо вкладывать новые знания в разум ребёнка. Недостаточно просто объяснять те или иные явления природы или рассказывать о каких-либо объектах живой или неживой природы, необходимо заинтересовывать детей в самостоятельном изучении окружающего мира. Крайне важно, чтобы ребёнок самостоятельно или при помощи родителей стремился к получению новых знаний, к наращиванию той основы, которую заложили в нём педагоги ДОУ. Не будем забывать, что XXI век – это время развития информационных технологий, всевозможные знания можно получить из совершенно разных мест. Изобилие качественных, познавательных и интересных программ кабельного телевидения, интернета, да и просто документальных фильмов из разнообразных источников предоставляет прекрасную возможность для родителей развивать не только воображение, знания, кругозор своих детей, но и совместно с педагогами ДОУ закреплять основы целостной картины мира детей. Помимо этого, воспитателям детского сада необходимо проводить регулярные беседы с детьми на темы о родном крае, особенностях его природы, видах растений, животных и птиц, обитающих в нём. Наблюдать вместе с детьми за объектами живой и неживой природы. Проводить эксперименты с ветром, песком, водой, льдом, снегом и так далее. Другими словами, делать уклон в сторону экологического воспитания детей на основе ознакомления с природой родного края. Естественно, нельзя забывать и том, что получать и закреплять новые знания наиболее эффективно в процессе игровой деятельности. В этой связи имеет смысл проводить такие игры как: «Совушка», «Птички и кошка», «Перелёт птиц», «Воробышки и автомобиль», «Летает – не летает», «Зоопарк» и так далее. Самое главное заинтересовать ребёнка в изучении окружающего мира. Также будет уместно просматривание коротких фильмов, слайд-шоу о природе родного края, о животных, растениях, птицах и насекомых, обитающих в нём. Таким образом, развивая ребёнка педагоги ДОУ совместно с родителями детей, могут вполне эффективно укрепить целостную картину мира дошкольников. Воспитать в них ответственных, отдающих отчёт своим поступкам, граждан Российской Федерации, которые в ближайшем будущем будут оберегать не только природу родного края, но и всё наше необъятное государство.
|